Многие музыканты, в том числе и начинающие, регулярно задаются вопросом о том, нужно ли им изучать музыкальную грамоту для того, чтобы максимально эффективно разучивать ноты для губной гармошки и других инструментов. Однозначного ответа на данный вопрос не существует, поскольку очень большая часть современных, успешных артистов не знает нот, и ориентируется в ходе выступлений только на наитие и личные ощущения. Однако
изучение и понимание табулатуры
и нотной грамоты способно в значительной мере облегчить указанные выше процессы. В данной статье вы найдете общие сведенья о нотах и примеры нот самых популярных музыкальных композициях.
1 Что такое ноты и какие они бывают?
Нота – это звуковой тон, а также его графическое отображение на письме. Нотная грамота, как и многие элементы современной музыки, была разработана и широко внедрена в практику сравнительно недавно. Первые письменные свидетельства попыток людей как-либо передать на письме звучание музыкальных инструментов были датированы еще 10 веком, однако в своем современном виде нотная грамота сформировалась только к 15-16 веку.
Общее количество возможных для звучания нот – абсолютно бесконечно, однако человеческое ухо способно воспринимать только те из них, частота звучания которых лежит в пределах от 16 до 16 тысяч герц
. При этом наиболее приятные для человеческого восприятия музыкальные ноты являются ноты, входящие в равномерно темперированный строй.
Его принцип устройства заключается в том, что каждая октава делится на 12 равных математических интервалов, расстояние между которыми измеряется полутонами. В него входят следующие ноты:
A (Ля);
А# (Ля-диез);
В (Си)
;С (До);
C# (До-диез);
D (Ре);
D# (Ре-диез);
E (Ми);
F (Фа);
F# (Фа-диез);
G (Соль);
G #(Соль-диез).
При этом указанный выше звукоряд – не совсем и не всегда верен с точки зрения буквенных отображений. Так называются только ноты, если расположены в порядке возрастания. Если же по ходу композиции происходит переход не от более низкой к более высокой, а наоборот, то нота может терять знак диез и приобретать знак бемоля (b). Существует также некоторая путаница с традиционным во многих странах обозначением ноты Си. Иногда в табулатуре и нотах вы можете встретить ее буквенное обозначение, как H.
2 Длительность нот
Для чтения нот также крайнее важно понимать, что такое их длительность
. Понятие длительности нот тесно связано с понятием музыкального размера.
Он подразумевает общее количество долей (равных по длительности частей) в одном такте. Общее количество тактов одной минуте может существенно различаться, однако чаще составляет порядка 120-140.
Существует множество разнообразных размеров. В данной статье ограничимся тем, что большинство современных композиций имеют музыкальный размер 4/4. По длительности различают следующие виды нот:
целые;
половинные;
трети;
четвертные;
восьмые;
шестнадцатые;
тридцать вторые;
и т.д.
3 Как из нот формируется композиция?
Ноты в традиционных и наиболее приятных для восприятия человеческому уху музыкальных композициях, тяготеют к некоторому общему центру, первой ноте тональности данной композиции. Эта нота называется тоникой, она же – первая и самая устойчивая ступень тональности. Другие устойчивые ступени в тональности – это терция (третья ступень) и квинта (пятая ступень). В зависимости от того, какой нотой представлена тоника и другие опорные ноты (устойчивые ступени) композиции, именуется и ее тональность.
В пределах одной тональности, как правило, обыгрываются один либо несколько музыкальных ладов или гамм.
При этом каждый лад или гамма несут свою персональную эмоциональную окраску и способны предавать композиции различные оттенки звучания.
Возможно также совершение перехода из одной тональности в другую по правилам квартово-квинтового круга. Такой переход называется модуляцией. Обычно же композиция состоит из гармонии (аккордной последовательности), мелодии, ритма и баса.
Гармоническая последовательность аккордов представлена разнообразными аккордами, которые формируются по общим известным формулам. В основе большинства стандартных аккордов тональности лежит формула (1-3-5), что значит, что необходимо взять первую третью и пятую ступень нот в тональности, начиная от центральной ноты аккорды и сыграть их вместе. Существует также множество аккордов с самыми разнообразными надстройками, например, септаккорды (с добавленной седьмой ступенью), задержанные аккорды (с добавленной второй или четвертой ступенью), нон аккорды (с добавленной девятой ступенью) и т.д.
4 Как читать нотный лист?
Процесс чтения нотного листа должен включать в себя первичный анализ общей информации о ней. Перед самым началом нотного стана, в верхнем углу первой нотной линейки располагается цифровое значение темпа композиции, самым первым обозначением на самом нотном стане являются две цифры, обозначающие размер композиции (например, 3/4, 2/4, 4/4 и т.д.), а рядом с нотным ключом стоят диезы или бемоли. По их общему количеству можно сориентироваться о том, какая тональность будет звучать в композиции.
Нотный стан представлен пятью вертикальными полосками, разделенными иногда горизонтальными в месте перехода одной доли такта в другую. В самом его начале рисуется скрипичный, альтовый или басовый ключ.
Каждый ключ каким-либо своим структурным элементом указывает на местоположение ноты на нотном стане.
Например, скрипичный ключ, своим загнутым кончиком указывает на местоположение ноты Соль первой октавы. Далее каждый промежуток и отдельная линия обозначают движения по полутонам вверх или вниз двенадцатиступенного равномерно темперированного строя.
На этих промежутках и линиях рисуются, соответственно, ноты различной длительности, которые могут звучать и быть сыграны разнообразным образом. Например, существуют специальные обозначения в нотном стане, позволяющие нам понять, где нужно сделать полную паузу в игре, нужно ли играть ноты отдельно или слитно, где нужно играть тише, громче, где нужен форшлаг, флажолет, какой-либо иной мелизм и т.д. Перечислять все возможные знаки, которые потенциально могут встретиться на нотном стане можно долго, однако их изучение – это залог успешного чтения с листа.
5 Ноты для губной гармошки
Ноты для губной гармошки совершенно ничем не отличаются от нот для любого другого существующего музыкального инструмента.
В большинстве своем ноты для губной гармошки идут в комплекте со скрипичным, наиболее распространенным среди музыкантов ключе.
Читая их, руководствуясь принципами, описанными выше, можно с легкостью исполнить абсолютно любую музыкальную композицию. Если вас пугает процесс изучения нотного стана, вы всегда можете обратиться к более
простому и доступному типу музыкальной записи – табулатуре.
В завершении, приводим для вас небольшое количество разнообразных нот мелодий и музыкальных композиций, которые достаточно просто разобрать, выучить и затем радовать ими ваших потенциальных слушателей. Помните, что в нотной грамоте нет ничего страшного и непонятно. Все, что нужно для того, чтобы действительно хорошо в ней разобраться – это немножечко усердия и усидчивости с вашей стороны, а также упорная, каждодневная и довольно длительная практика.