Губная гармошка, пожалуй, второй по распространенности после гитары инструмент в среде непрофессиональных музыкантов. Она очень компактна, легка в освоении и довольно хорошо подходит для тех музыкантов, которые не имеют совершенно никакого предыдущего опыта в игре на музыкальных инструментах. Однако, даже с учетом всей вышеперечисленной специфики, очень часто бывает так, что новичок не знает с чего начать играть на губной гармошке. Данная статья даст некоторые основные понятие, касающиеся того, как играть на губной гармошке.

1
Как выбрать подходящую губную гармошку?

Для того чтобы ваш процесс обучения игре на губной гармошке проходил как можно более комфортно для вас, мы рекомендуем внимательно подходить к выбору инструмента. Лучшим вариантом действий, которые поспособствуют подбору максимально адекватного и удобного для вас инструмента, является кооперация в ходе его выбора с профессиональным музыкантом. Он сможет оценить, насколько та или иная гармошка хорошо и чисто звучит, насколько выверены интервалы между отдельными нотами, и оценить общую гармоничность ее звучания.

Существует масса разнообразных губных гармошек, которые различаются в зависимости от материала, из которого они изготовлены, от тональности, которую проще всего воспроизвести при игре. Также различаются данные гармошки в зависимости от представленных в их основе гармонических отношений между нотами. Для начала не стоит выбирать себе профессиональную гармошку, поскольку они довольно сложны в освоении, практике и каждодневном использовании. :

Иллюстрация 1
Китайская хроматическая губная гармошка "Золотая Бабочка".

  1. 1. Диатонические губные гармошки.
  2. 2. Хроматические губные гармошки.

При этом диатонические и хроматические губные гармошки могут существенно различаться в зависимости от типа устройства язычков, находящихся в них. Наиболее распространенные системы, лежащие в основе большинства гармошек, это венская и клинтлингеновские системы. Первая подразумевает наличие в каждой дырке двух язычков, которые настроены с разницей в октаву, а вторая – имеет два язычка, которые срабатывают попарно давая на вдох и на выдох разные по высоте звучания ноты.

Существуют также специальные клавишные разновидности губных гармоник. Они состоят из традиционного для таких инструментов, как пианино или рояль, набора клавиш, обычно в две или максимум три последовательных октавы. Дуя в специальный мундштук и зажимая соответствующие кнопки на клавиатуре такой гармоники, вы сможете получать желаемые отдельные звуки, гармонически или мелодические интервалы, а также полноценные аккорды. Однако необходимо отметить, что данная гармоника, хоть и более понятна в эксплуатации для музыкантов, может быть сложнее в освоении для новичка.

Если диатоническая губная гармошка включает в себя последовательно и полностью только ноты, входящие в состав одной тональности, например, G (соль) или С (до), то хроматическая гармошка включает в себя одну (в некоторых случаях несколько) октаву нот в пределах традиционного равномерно темперированного строя. Последний включает в себя двенадцать равномерно распределенных полутонов, каждый из которых через 12-ть последовательно расположенных ступеней снова повторяется, только в более высоком или более низком звучании.

Иллюстрация 2
Схематическое расположение нот на хроматических гармошках.

2
С чего приступать к процессу обучения?

Процесс обучения игре на губной гармошке – это довольно непростое и затратное по времени действо. В особенности это справедливо в том случае, если вы намереваетесь развить действительно внушительный уровень владения данным инструментом. Принято полагать, что для достижения адекватного уровня владения любым музыкальным инструментом, за игрой необходимо провести не менее 10 тысяч часов. Это золотое правило, подтвержденное многими профессиональными музыкантами.

Именно поэтому перед началом серьезных занятий необходимо выработать для себя предварительно какую-либо адекватную схему будущих занятий. Учтите, что нужно посвящать не менее 2-3 часов в день игре на гармошке, если вы хотите прогрессировать в данном мастерстве. Желательно в самом начале также выработать привычку заниматься с использованием метронома. Он поможет развить ваше чувство ритма до приемлемого уровня, что в дальнейшем поможет в ходе игры с другими музыкантами.

Помните, что занятия должны происходить в спокойной, непринужденной обстановке, когда ничто вас не отвлекает, не тревожит и не занимает ваших мыслей. Так вы сможете более адекватно анализировать весь процесс и быстрее поймете, почему у вас плохо получается отыгрывать тот или иной элемент, а также сумеете раньше отловить ту или иную проблему или ошибку в вашей технике игры.



Процесс анализа техники игры должен происходить на каждом этапе занятий, она должно в самом начале вашего обучения обязательно строго соответствовать канонам. И только после достижения адекватного уровня игры традиционным образом вы сможете без проблем перейти к разработке своего собственного, неповторимого стиля игры.

3
Как должны быть построены занятия?

Каждое ваше занятия, как уже упоминалось, должно длиться не менее 2-3 часов в день, а если вы планируете в дальнейшем стать профессиональным музыкантом – то не менее 6-ти. При этом крайне важно заниматься игрой каждый день, не прерываясь слишком на продолжительные промежутки времени. Слишком длинные перерывы в игре способствуют постепенной утрате навыков. Сама структура занятий должна обязательно иметь ступенчатую структуру, и подразделятся на отдельные субсегменты, в каждом из которых вы уделяете внимание тому или ином аспекту игры.

Например, в первые 15-ть минут занятия вам нужно разыграться, последовательно играя все ноты гаммы на вашей гармошке. Потом – отрабатываете бенды еще на протяжении 15-ти минут, затем отрабатываете различные виды тремоло и т.д.



После того, как вы потренируетесь в игре уже известных для вас с технической стороны элементов, наступает время для того, чтобы научиться чему-то новому. Это может быть какая-либо техника, либо какое-либо музыкальное произведение, которое вы желаете разучить. В общей сложности треть вашего занятия должна быть посвящена именно постижению какого-либо нового аспекта игры на вашем инструменте.