Рано или поздно каждый музыкант, достигший определенного уровня игры на инструменте, сталкивается с потребность что-то записать или прочитать, используя для этого универсальный музыкальный язык. Часто такие ситуации возникают, когда собирается музыкальная группа или оркестр. В такой ситуации уже нельзя будет постараться пойти более легким путем и улизнуть от изучения музыкальной грамоты, поскольку каждый из музыкантов вынужден будет как-то объяснять своим коллегам свои мелодические и гармонические соображения и мысли. Табулатура – это одна из разновидностей записи такого музыкального языка, которую с успехом применяют также и для губной гармоники.

1
Когда могут понадобиться табы для губной гармошки?

Табулатура, как универсальный и для многих более очевидный и довольно понятный в эксплуатации способ музыкальной грамоты, должен знать каждый уважающий себя музыкант. Она отображает мелодическую или гармоническую последовательность звучащих при игре той или иной композиции нот, а также в некоторых случаях включают в себя отображение некоторых приемов игры. Если вы не в состоянии подобрать звучание нужной вам композиции на слух, то она предоставит для вас всю необходимую информацию.

Данный вид записи последовательности нот, в отличие от классической музыкальной грамоты, не требует для собственного чтения специальных знаний теории музыки. Однако мы настоятельно рекомендуем всем музыкантам ознакомиться с необходимым минимумом теоретических сведений, необходимых для игры на их профильных инструментах. Для этого не лишним будет посещать на первых порах музыкального педагога по профильному инструменту, читать учебники по теории музыки, гармонии и различными способами развивать свое музыкальное мышление.

Изображение 1
Сравнение одинаковой нотной последовательности, записанной традиционной нотной записи и табулатуры для губной гармоники.

Табулатуры, как и ноты, служат для упрощения коммуникации между музыкантами, оказывают им помощь в процессе выстраивания партий при исполнении той или иной композиции. Благодаря табулатуре лидер группы или композитор может очень легко передать музыканту, какие именно ноты ему необходимо играть в каждом отдельном произведении. Табы довольно легко писать и читать, особенно после продолжительной, осознанной и упорной практики

Чаще всего, табулатуры могут понадобиться именно новичку, ввиду их легкой читаемости и понятности для человека, плохо знакомого с основами теории музыки. Они дают исчерпывающие сведения о последовательности звучащих в ходе исполнения композиции нот, а также о способах их извлечения. Тем не менее, с ростом профессионализма музыканта и с наработкой все большего и большего объема практического опыта, практически все гармонисты отходят от табулатуры и начинают обращать пристальное внимание на ноты.

2
В чем недостатки табулатур?

Данный вид записи музыкальной информации, несмотря на всю кажущуюся внешнюю привлекательность, не лишен и некоторых весьма существенных недостатков. Некоторые из этих недостатков справедливы не только для табулатуры, но также и для традиционных нот. С данными недостатками активно пытаются бороться музыканты-теоретики и композиторы, которые разрабатывают альтернативные методики записи на визуальные носители содержания музыкальных композиций. Вот лишь перечень самых значительных из них:



  1. 1. Для обозначения большей части разнообразных приемов, даже классических, в табулатурах не придумано обозначений.
  2. 2. Табы не передают ритмического рисунка той или иной композиции.
  3. 3. Они не отображают, на каких нотах в произведении расставлены акценты.
  4. 4. Они не способны передать всех динамических параметров игры на любом виде инструмента.

Табулатуры, кроме всего прочего, довольно громоздкие и часто неудобны для чтения. Ноты, в отличие от них, имеют более структурированный и последовательный характер изложения информации. Однако с другой стороны, классическая музыкальная грамота, по большому счету,  передает только информацию о содержащейся в композиции последовательности нот, без учета особенностей строения самого музыкального инструмента. Табулатуры же четко дают понять, в каком месте губной гармошки необходимо извлекать тот или иной звук.

3
Как читать табы для губной гармошки?

Поскольку табы не имеют абсолютно никакой академической строгости и каких-либо выверенных, точных правил в написании, вы можете встретить на просторах интернета самые разные варианты записи одной и той же композиции. Этот минус лихвой компенсируется тем, что к большинству табулатур сразу же предоставляются ключи, которые разъясняют, как именно их необходимо читать. Таким образом, табулатура не является унифицированным способом передачи информации, но обладает довольно высоким индексом вариативности.

Изображение 2
Пример традиционной табулатуры на мелодию из композиции "Behind Blue Eyes".

Наиболее распространенным способом записи таб для губной гармошки является запись при помощи математических символов. При этом голова условно принимается за точку отсчета, так называемую нулевую точку. Все, что находится, будто бы перед головой и вызывается выдохом – это условный плюс, а все, что находится якобы позади и активируется вдохом – это условный минус. Числа, перед которыми стоят эти обозначения, означают номера отверстий. Применяются также скобки, числа внутри которых обозначают одновременное действие с ними. Например:

  • +3 – необходимо сделать выдох на третьем отверстии.
  • +(3 4) – одновременный выдох на третьем и четвертом отверстиях.
  • +(3 6) – одновременный выдох на третьем и шестом отверстии с получением интервала «октава».
  • +(3 4 5) – одновременный выдох на третьем, четвертом и пятых отверстиях с получением аккорда.
  • -5 – необходимо сделать выдох на пятом отверстии.
  • -(5 7) – необходимо сделать одновременный выдох в пятое и седьмое отверстие.
  • -(5 6 7) – необходимо сделать одновременный выдох в отверстия 5,6 и 7. Это даст прозвучать аккорду.

4
Некоторые другие разновидности табулатуры

Однако это пусть и один из наиболее распространенных видов, но далеко не единственный вид табулатуры. Существуют также варианты, и их довольно много, где все голосоведение передано только мелодией, состоящей из одиночных нот. В таком варианте записи табулатура будет иметь в своем составе только числа (номера отверстий на которых происходит процесс игры), а также скобки, в которые берется каждая отдельная цифра при потребности. При этом цифра в скобках означает вдох, а цифра без них – на выдох. Например:

  • 3 (2) 3 (1) 4 – последовательно нужно сделать выдох в третье отверстие, вдох во второе, выдох в третье, вдох в первое, выдох в четвертое.
  • (4) 2 1 (6) – вдох в четвертое отверстие, выдох во второе отверстие, выдох в первое отверстие, вдох в шестое отверстие.

Картинка 3
Пример табулатуры для композиции Бориса Гребенщикова - Два тракториста. Стрелками вниз с двумя параллельными линями показаны бенды на понижение. бэнды

Иногда также можно встретить табулатуры, которые обозначают вдохи кружками, а выдохи оставляют без маркировки. Часто также встречаются варианты табулатур в виде последовательной линии номеров отверстий под каждым из которых изображены стрелки. Вдохи при этом указаны стрелками вниз, а выдохи – стрелками вверх. Очень часто также в табах отображаются бэнды , глиссандо и овер бэнды , правда, без каких-либо универсальных опознавательных знаков. Внимательно читайте инструкцию перед изучением табулатур.