Игра на губной гармошке имеет множество оттенков ритмической и интонационной природы, оставаясь при этом крайне скудной с точки зрения диапазона звучащих нот. Количество базовых техник звукоизвлечения при игре на ней – довольно скудно. Зато доступно огромное количество разнообразных приемов, позволяющих значительно их разнообразить. В данной статье мы более подробно разберем наиболее популярные приемы игры на губной гармонии, которые обязательно нужно изучить любому начинающему музыканту.

1
Техники и приемы игры на инструменте

Техники и приемы игры – это инструменты, позволяющие в значительной мере разнообразить получающуюся у вас мелодию или музыкальную композицию, придать ей необычный, отличный от других исполнителей оттенок звучания. Профессионалы в игре на губной гармонике утверждают и подтверждают на практике, что выразительные возможности данного инструмента значительно превышают ожидания слушателей. Особенно, если гармошка звучит в сопровождении большого числа других инструментов.

Для игры на губной гармошке доступно не такое уж и большое количество разнообразных техник. Это связано с особенностями устройства человеческого рта, конструкцией самой гармошки, спецификой звукоизвлечения и многими другими факторами. На данный момент основная масса музыкантов активно применяет следующие четыре техники, которые успели спать классическими и базово необходимыми для каждого гармониста. Эти техники:

Иллюстрация 1
Как правильно обхватить губную гармонику перед игрой.

  1. 1. Игра одиночными нотами.
  2. 2. Проигрывание разнообразных интервалами.
  3. 3. Использование всяческих аккордами.

Такая скудность доступных техник игры с лихвой компенсируется огромным количеством разнообразных приемов, которые можно совершенно в любой последовательности комбинировать с любой из техник. Каждый музыкант должен владеть некоторым минимальным количеством обязательных, базовых приемов. Профессиональные музыканты по ходу многочисленных тренировок выдумывают также свои личные приемы. А поскольку общее количество приемов, доступных для игры, из-за этого практически не ограниченно – игра на губной гармошке может удивлять очень разнообразной динамикой, ритмикой и акцентами. Выделяют следующие базовые виды приемов:

  1. 1. Бэнд (подтяжка).
  2. 2. Тремоло.
  3. 3. Глиссандо.
  4. 4. Трель.

Безусловно, на губной гармонике можно играть множество разнообразных других классических приема, например, арпеджио, форшлаги, вибрато и т.д. Однако сразу скажем, что их полноценное постижение обязательно займет у вас никак не менее нескольких лет. Те же четыре, что предоставлены в списке выше – это приемы, которые проще всего играть на гармошке. Они поддадутся вам быстрее, вы научитесь пользоваться ними более эффективно, и именно они лучше всего воспринимаются слушателем. Теперь более подробно о каждом из них.

1.1
Игра на гармонике трелью

Трель – это один из базовых приемов игры на всех музыкальных инструментов, наиболее часто применяемый в ходе выступления мелизм. Полноценную трель возможно сыграть абсолютно на любом темперированном инструменте, включая гитару, пианино и любые духовые инструменты. Для игры на губной гармошке трелью необходимо вначале овладеть техникой игры одиночных нот и постепенно развивать данную технику, дабы избегать различных оплошностей и неожиданных нот во время игры.

Картинка 2
Положение губ при игре одиночных нот и трелей (слева) и аккордов (справа).

Данный прием заключается в чередовании извлечения двух нот, стоящих максимально близко друг к другу. Традиционно трель играется чередованием главной ноты (которая называется по отношению к гармонии главной) и отстоящей от нее на одну малую или большую секунду, второй, называемой вспомогательной. Учтите, что вначале при игре на диатонической гармошке вы не сможете играть вспомогательную ноту в виде секунды. С приобретением должного уровня мастерства и знаний о теории музыки вы сможете купить себе хроматическую гармошку, которая позволяет играть трель традиционным образом.

1.2
Как играть на губной гармошке глиссандо?

Глиссандо – это такая разновидность приема, штрих при игре на музыкальных инструментах, который подразумевает наиболее плавный процесс перехода от одной ноты к другой. При его исполнении одна нота, как будто скользя, переходит в другую, и если требуется исполнителю – то с проигрыванием всех нот, стоящих между ними. Нужно отметить, что лучше всего данный прием будет звучать при игре на хроматической губной гармонике. Включает в себя две ноты: стартовую и финишную. Могут также использоваться интервалы и аккорды (последние – довольно редко).



С технической стороны он довольно просто в исполнении. После того, как вы выбрали стартовую ноту, с которой будет начинаться глиссандо, и финишную, где оно закончится, необходимо постараться сыграть эти ноты и все ноты, стоящие между ними, максимально плавно. Переходы от ноты к ноте должны быть едва различимы и, в идеале, вовсе не отличимы от плавного голосоведения вверх или вниз. Глиссандо это очень хороший прием, подходящий для губных гармоник с клавиатурным типом корпуса.

1.3
Как играть бэнды?

Бэнд – это наиболее часто применяемый в игре на данном инструменте прием. Он заключается в понижении или повышении высоты извлекаемой в определенный промежуток времени ноты, без прекращения ее звучания. Главное отличие бэндов от глиссандо в том, что последнее играется при помощи нескольких отверстий на гармонике, а в ходе бэнда используется только одно отверстие. Бэнд также несколько сложнее в освоении, нежели глиссандо. Перед его изучением в обязательном порядке необходимо овладеть техникой извлечения одиночных нот.

Изображение 3
Схема доступных для игры на стандартной диатонической гармошке в С (До-мажор).

Игра бэндов подразумевает изменение параметров воздушного потока, раздражающего тот или иной язычок гармоники при игре на соответствующем отверстии. Обычно такое изменение достигается за счет комплекса факторов, включающих смену размера резонирующей камеры (полости рта), движений ее стенок, скорости прохождения воздушного потока по дыхательным путям и многих других параметров. Некоторые музыканты предпочитают играть бэнды только на понижение и задействуют при этом ладонь руки, не обхватывающую корпус гармоники сверху и снизу.

2
Тремоло на губной гармошке

Тремоло – это такая разновидность приема игры на многих музыкальных инструментах (в первую очередь струнных, клавишных и ударных), суть которой состоит в многочисленном и быстром повторном извлечении одного и того же звука. Данный прием игры звучит довольно впечатляюще, особенно если слушатель не имеет личного опыта в игре на музыкальных инструментах. Из-за протяжности и специфики звукоизвлечения при игре на губной гармошке самостоятельная игра тремоло на ней – это довольно непростая задача, которая под силу только профессионалам данного дела.

Изображение 4
Тремоло губная гармоника HONNER 21.

Для тех, кто желает играть тремоло на губной гармошке в обход вышеозначенному правилу, был придуман инструмент, разновидность диатонической гармоники, корпус которого снабжен стандартным количеством отверстий. При этом в каждом из таких отверстий установлено сразу несколько практически одинаковых язычков, которые при игре на отверстии звучат практически одномоментно. При этом не требуется обладать какими-либо действительно сложными навыками. Называется такой вид губной гармоники, соответственно, «Тремоло».