Пианино – это довольно проблематичный в освоении инструмент, особенно если данный процесс протекает самотеком, без вмешательства со стороны опытного музыкального преподавателя. Освоение пианино для начинающих должно протекать постепенно, с расчетом на планомерный рост их практических и теоретических навыков, а также с учетом их личных способностей, талантов и наклонностей. Многие из них из-за недостаточно внимания к базовым деталям не могут достичь существенных успехов и очень быстро бросают всю затею. В данной статье вы найдете несколько практических советов, касающихся основных аспектов игры, которые помогут предотвратить подобное развитие событий.

1
С чего необходимо начинать процесс обучения?

Важно упомянуть, что процесс обучения, заточенный исключительно только под практические навыки – очень не продуктивен и зачастую не дает достаточного понимания всех необходимых для музыканта аспектов игры на инструменте. Обязательно стоит уделять достаточно времени различным непонятным для вас разделам теории музыки, стараясь постичь хотя бы необходимый ее минимум. Это значительно облегчит вам в дальнейшем процесс освоения инструмента и сделает вас более успешным и ценным музыкантом в будущем.

Иллюстрация 1
Основные составляющие части стандартного пианино.

Для проведения адекватных занятий у себя в домашних условиях вам в обязательном порядке придется озаботиться наличием инструмента. Альтернативой ему может послужить, например, синтезатор или недорогая, маленькая MIDI клавиатура. Впрочем, оба данные заменителя имеют ряд существенных недостатков. Поэтому лучше всего будет договориться с какой-либо музыкальной школой или дворцом культуры о посещении в ваше свободное время их актовых залов, где вы сможете проводить время за занятиями.

Если говорить о том, необходим ли для адекватного обучения игре на пианино музыкальный педагог, то тут абсолютно каждый решает для себя сам. Конечно, музыкальный преподаватель может значительно помочь во многих неясных для вас аспектах теории музыки, а также помочь исправить технические оплошности в игре. Но с другой они часто склонны навязывать своим ученикам определенный образ музыкального мышления и загонять учеников в привычные для них рамки. В любом случае, пару уроков в самом начале освоения инструмента, для получения основных сведений, точно не помешает.

2
Правильная посадка пианиста

Правильная поза пианиста за инструментом – это один из главных ключей к его будущему успеху. Она способствует развитию более быстрому, правильному развитию технических аспектов исполнительского мастерства, делает процесс игры более легким с физической точки зрения, а также помогает предотвратить развитие многих заболеваний позвоночника и суставов, возникающих в результате неправильной посадки. Сама правильная посадка музыканта за пианино должна включать следующие структурные элементы:

Изображение 2
Правильная музыканта при игре на пианино.

  • Спина при сидении за клавиатурой пианино обязательно должна быть идеально ровной и перпендикулярной по отношению к поверхности стула.
  • Руки должны быть прижаты в плечевых суставах к телу и фиксированы в них.
  • Локтевая поверхность предплечья должна оставаться параллельной по отношению к поверхности пола и стула.
  • Ноги должны находиться в удобном для музыканта положении и лежать своими ступнями на обеих соответствующих педалях.

Приняв правильную позу для игры на пианино, вы должны расслабиться, постараться отбросить все лишние, раздражающие и волнующие мысли. Нельзя допускать излишнее напряжение в мышцах рук в процессе игры. Особенно критично постоянно держать максимально расслабленными мышцы пальцев и кисти. Это поспособствует более уверенному, резкому и четкому звукоизвлечению и сделает вашу игру более приятной, выразительной и понятной для слушателя.

3
Правильное положение кистей и пальцев на клавиатуре

Для большего удобства и наглядной понятности того, как необходимо расставлять пальцы новичку при обучении игре на пианино, принято нумеровать пальцы обоих кистей. При этом первыми пальцами принято считать большие.  Дальше все идёт по возрастающей: указательные считают вторыми, средние – третьими, безымянные – четвертыми, а мизинцы – пятыми. Соответствующие обозначения также имеют ноты и табулатуры для новичков в игре на пианино.

Сами кисти, помимо их расслабленности и отсутствия в них какой-либо скрюченности и зажатости, необходимо держать в положении небольшой округленности. Для удобства можно представить, будто вы удерживаете в руке какой-либо твердый предмет, например, яблоко или теннисный мяч. Предплечье не должно переходить в кисть под резким, чрезмерно выраженным углом. Оно должно формировать скругленный, плавный, не изломанный переход. Подобное положение кисти наиболее физиологично при игре на инструменте и формирует все предпосылки для более свободного, не содружественного и четкого движения каждым отдельным пальцем кисти.

Картинка 3
Принятая нумерация пальцев при игре на пианино.

Начальная позиция на клавиатуре пианино, синтезатора и рояля устанавливается от ноты С (До) первой октавы, которая обычно находиться примерно по середине инструмента. На данную ноту необходимо поставить первый палец правой руки, а все последующие разместить на каждой последующей белой клавише, идущей вслед за C первой октавы. Большой палец левой руки необходимо поместить на ноту E (Ми) малой октавы. По аналогии с правой рукой, все последующие пальцы размешаются на последующих после E (Ми) белых клавишах.

4
Процесс непосредственной игры на пианино для начинающих

Как только вы научились должным образом правильно поддерживать позу при игре на пианино, а также выучили начальную позицию для игры на пианино и научились быстро ее занимать – это значит, что можно приступать к непосредственным процессам тренировки в звукоизвлечении. Обычно данный процесс представляет собой разыгрывание самых разнообразных упражнений: гамм, секвенций, аккордов, интервалов или последовательностей нот. Важной составляющей таких упражнений является обязательное занятие ними с параллельно включенным метрономом.

Существует огромное разнообразие доступных упражнений, и вы вольны выбирать абсолютно любое из них. Каждый отдельно взятый музыкальный педагог рекомендует для своих учеников набор наиболее привычных и полезных с его точки зрения упражнений. Большинство музыкантов, с течением времени, разрабатывают для себя свой собственный комплекс упражнений, которые они в обязательном порядке играть перед тем, как выступать на публике или садятся разыгрывать какое-либо музыкальное произведение. Полезным поначалу будет поиграть традиционные лады, например, гармонические и мелодические мажоры и миноры.



На наш взгляд, наиболее универсальным и адекватным упражнением для новичка упражнением является игра хроматической гаммы различными секвенциями на повышение и понижение высоты звучания нот. Она позволяет ему ближе познакомиться с диапазоном звучания инструмента, лучше понять принцип устройства клавиатуры инструмента, узнать, что такое, как звучат и где находятся ноты с диезами или бемолями, а также развить ощущение мелодического движения внутри общей структуры темперированного двенадцатиступенного строя.