Каждый гитарист, вне зависимости от того, насколько давно он играет, в определенный момент начинает испытывать потребность расширить свой репертуар. Однако не все музыкальные композиции одинаково хорошо подходят для этого. Некоторые из них слишком сложны для исполнения с технической стороны, а некоторые написаны таким образом, что не зная специфики и секретов исполнения их невозможно исполнить. Данная статья расскажет вам о том, как правильно выбрать песню для своего репертуара, если вы новичок и как ее разучить.

Картинка 1
"Анатомия" гитары.

1
Уроки гитары с нуля в форме готовых композиций

Если вы только начинаете осваиваться в мире гитар и еще не получили достаточных навыков для уверенной игры, то лучше не браться за разучивание какой-либо песни. Вначале мы рекомендуем вам научиться базовым вещам и только после этого приступать к полноценному разучиванию каких-либо композиций. Это гарантирует адекватный уровень их исполнения и позволит вашим слушателям получать истинное наслаждение от вашего пения и игры.

Учится играть на гитаре необходимо довольно упорно и долго. Добиться адекватных результатов можно только через 2-3 года настойчивых, каждодневных и упорных занятий. Рекомендуем вам стразу определиться с базовой техникой игр и основной упор в своих занятиях делать именно на ее развитие. На сегодняшний день существует три базовых техники звукоизвлечения на гитаре: медиаторная, фингерстайл и комбинированная техника.

Безусловно, существует методика, подразумевающая занятия и практику в игре на гитаре в форме только исполнения песен, без предварительного долгого проигрывания упражнений, разучивания гамм и теории музыки. Однако такая практика является довольно ошибочной и не признается большинством музыкальных педагогов. Без предварительной подготовки вы будете совершать множество ошибок в постановке рук, посадке, технике звукоизвелечния, что будет значительно уменьшать ценность ваших выступлений.

Изображение 2
Правильное положение рук, гитары и поза гитариста при игре.

2
Базовые теоретические сведенья

Первое, на что стоит обратить внимание, разучивая композицию – это на ее музыкальный размер. Музыкальный размер – это общее количество ритмических единиц, приходящихся на один такт. Большая часть современных композиций написана в музыкальном размере 4/4, что означает, что в каждом такте будет содержаться по 4 отдельных доли. Такт же – это промежуток времени в музыкальной композиции, который продолжается от начала одной сильной доли, до начала следующей.

В самом начале ваших занятий рекомендуем вам сконцентрировать свое внимание именно на композициях с размером 4/4. Особенно если вы все же решили приступать к тренировкам в игре на гитаре без предварительного долгого этапа разработки пальцев, обучению правильной постановке рук и изучению некоторых общих принципов теории музыки и музыкальной гармонии. Эти песни обладают интуитивно понятным для каждого человека, наиболее грувовым размером, который очень легко воспроизводить.

Перед тем, как приступать к самому разучиванию композиции, постарайтесь также определиться с будущим ритмическим рисунком вашей композиции. Наиболее часто применяемым в среде уличных и дворовых музыкантов термином для обозначения ритмического рисунка является «бой». Их общее возможное количество очень велико, однако наиболее простыми и часто используемыми являются: шестерка, восьмерка и четверка. Чуть подробнее о них вы можете найти в этой статье: https://uchieto.ru/kak-nauchitsya-igrat-na-gitare/.

Иллюстрация 3
Схема игры боя "восьмерка".

Также, перед тем, как садится изучать новую композицию, убедитесь, что вы хорошо владеете всеми необходимыми аппликатурами аккордов, необходимыми для ее исполнения. Аппликатура – это способ зажимания аккорда на грифе гитары. Общее количество аппликатур одного аккорда на гитаре довольно велико, особенно, если учесть возможность добавления к каждой из них дополнительных надстроек в виде различных ступеней гаммы или нот, не входящих в гамму тональности композиции.

3
Процесс изучения песни для начинающих на гитаре

Приступая к процессу запоминания композиции, вначале не лишним будет попробовать самостоятельно пропеть ее с звучащим на фоне голосом исполнителя. Оценить сами, или попросите кого-то из близких друзей или домочадцев оценить, насколько хорошо данная песня соответствует вашему вокальному диапазону. Только тогда принимайте окончательное решение, стоит ли вам браться за ее изучения. К слову, тренировки и постепенно расширение вокального диапазона должны происходить так же регулярно, как и игра на гитаре.

Затем необходимо как следует выучить текст песни, которую вы планируете в дальнейшем исполнять. Можно также распечатать себе лист с ним, дабы потом читать с него текст на последующих этапах разучивания или использовать для этого мобильный телефон или другой гаджет. Если у вас возникают проблемы с тем, чтобы выучить текст той или иной композиции попробуйте создать в своей голове ассоциативный ряд с ее словами или учить ее не всю сразу, а небольшими порцями.



После этого можно приступать к процессу разучивания последовательности аккордов в песне, или как ее называют дворовые и уличные музыканты – «гармошки». Проигрывая последовательности аккордов мысленно пропевайте песню. Данный процесс необходимо повторять до тех пор, пока вы не начнете уверено играть гармонию композиции без заминок и сбивания, одновременно ведя ее текст в голове. Для облегчения процесса и улучшения общей ритмичности игры рекомендуется использовать во время занятий метроном.

В конце концов, после того, как вы сможете уверено играть последовательность аккордов, необходимо будет начинать одновременно с этим еще попутно и петь. Вначале может быть довольно сложно одновременно и петь, и играть на гитаре. С этим неминуемо сталкивается каждый аккомпониатор. Единственное действительно действенное решение данной проблемы заключается в упорной, регулярной практике.

4
Небольшие советы и лайфхаки

Если вы совсем еще новичок и не имеет даже опыта в том, как брать самые элементарные аппликатуры аккордов – выбирайте для своего репертуара только те композиции, которые содержат в своей гармонии только открытые аккорды. Это такие аккорды, которые не требуют для своего взятия выполнения таких элементов, как баре или полубаре и играются только в первой позиции. Примерами таких аккордов могут служить C, Am, Dm, E и другие, взятые только с использованием первых трех ладов.

Иллюстрация 4
Аппликатуры некоторых открытых аккордов.

Иногда, когда вы видите в перечне аккордов, входящих в состав музыкальной гармонии композиции, что страшное, типа Dsus4 или Ab13 – не стоит заранее впадать в панику. Иногда (хоть и не всегда) вместо аккордов со сложными надстройками и добавленными ступенями достаточно будет взять простой аккорд без них. Так, например, аккорд Dsus4 довольно часто можно заменить на простой D, а Ab13 можно заменить на Am.

Не спешите чрезмерно сильно при игре той или иной разучиваемой композиции. Чем больше вы будете сбиваться в ходе разучивания – тем дольше будет длиться процесс ее запоминания. Намного полезнее, продуктивнее и лучше 5 раз полностью, не сбиваясь и медленно проиграть композицию, которую изучаете, чем сделать это 10 раз неполноценно, отрывисто и с многочисленными прерываниями. В том, чтобы поменьше сбиваться с ритма в процессе игры вам поможет метроном.