1
Когда стоит учиться игре на гитаре медиатором?

Играть медиатором достаточно непросто. Особенно сложно будет тем новичкам в данной технике, которые уже имеют опыт игры на гитаре в дворовом в стиле (чаще всего боем или простыми переборами). Научиться играть на гитаре медиатором в таком случае будет сложнее, поскольку мышцы уже привыкли совершать стереотипные, совершенно не подходящие для этой техники движения.

Если вас хотя бы раз посетила мысль, что неплохо было бы научиться играть на гитаре медиатором, то это уже первый признак, что вы готовы начать. Важно только четко осознавать, чего именно вы хотите достичь, используя такую технику игры. Для этого постарайтесь подумать, что вас не устраивает в той основной технике, которую вы используете сейчас, и какие преимущества в этом вам сможет дать медиатор. Более подробно о преимуществах медиаторов по сравнению с пальцами ниже.

Картинка 1
Пример постановки руки при игре медиатором на акустической гитаре.

Стоит отметить, что наилучший и наиболее продуктивный возраст для любого обучения составляет период вплоть 33-35 лет. После этого мозг постепенно начинает работать все медленнее и медленнее. Поэтому хорошо задумайтесь над тем, стоит ли вам тратить свое время на изучение данной техники в том случае, если вы человек среднего или старшего возраста. Вы, безусловно, сможете достигнуть желаемых результатов в том случае, если будете настойчиво и усидчиво заниматься, однако на это может потребоваться довольно много времени.

2
Разновидности медиаторов

На сегодняшний день любой магазин музыкальных товаров предлагает огромный выбор самых разнообразных медиаторов. Они различаются по многим параметрам: материалу, из которого изготовлены, плотности, толщине, размерам. На некоторых из них существуют специальные зазубрины и щербинки, которые предназначены для улучшения сцепления поверхности пальцев с поверхностью медиатора. Различают такие разновидности медиаторов:

1)      По толщине:
a)      Extra Heavy. Свыше 1,25 мм.
b)      Heavy. В пределах от 0,85 до 1,20 мм.
c)       Medium. Варьирует от 0,67 до 0,84 мм.
d)      Light. В пределах 0,45 – 0,66 мм.
e)      Extra Light. Менее 0,44 мм.
2)      По форме:
a)      Джаз.
b)      Стандартные.
c)       Каплевидные.
d)      Треугольные.
e)      Акулий плавник.
3)      По материалу производства:
a)      Металлические.
b)      Из панциря черепахи.
c)       Керамические.
d)      Деревянные.
e)      Стеклянные.
f)       Каменные.

Изображение 2
Разновидности медиаторов по форме.

Применение каждой из разновидностей медиаторов имеет как ряд своих плюсов, так и ряд своих недостатков. Например, металлические медиаторы при правильной технике игры дают очень звучный, дребезжащий звук, однако очень сильно повреждают струны, отчего те быстро приходят в негодность и отсекают все низкие большую часть низких частот в звучании. Форма медиатора также имеет некоторое влияние на характеристики получаемого при игре звука.

3
Научиться играть на гитаре медиатором: с чего начать?

Сразу после того, как вы надумали начинать изучать данную технику игры – отправляйтесь в музыкальный магазин. Там вам необходимо будет подобрать себе наиболее удобный и подходящий для ваших целей медиатор. Не рекомендуем изначально подбирать для себя какой-либо один подвид медиаторов. Попробуйте приобрести целый комплект, а затем уже в домашних, спокойных условиях определиться с тем, какой из видов наиболее удобен лично для вас.

Первое, что необходимо сделать после покупки – это научиться правильному хвату. Правильный хват будет предотвращать выпадение медиатора из рук во время игры, поможет добиться большего контроля над струнами, поспособствует лучшей динамике игры и поможет улучшить вашу общую культуру звукоизвлечения. Изначально неправильный хват, после его плотной фиксации в мышечной памяти, способен будет серьезно навредить в дальнейшем. Так что отработка правильного хвата – это первое, что нужно сделать, приступая к освоению данной техники. Вот так нужно укладывать медиатор правильно:

Иллюстрация 3
Как необходимо правильно держать медиатор.

  1. 1. Несколько согните указательный палец, чтобы он образовал дугу, к которой будет удобно дотягиваться большим пальцем.
  2. 2. Положите медиатор на изгиб, между первой и второй фалангами пальцев так, чтобы за пределы указательного пальца выступало не больше 2-3 мм его длины.
  3. 3. Накройте сверху медиатор большим пальцем.

 Большой палец при непосредственной игре медиатором не должен давить на медиатор излишне сильно. Он просто фиксирует медиатор так, чтобы он не ходил вверх-вниз в процессе соударения его со струнами, тем самым создавая излишнюю размазанность в звуке. Да и вообще, лучше избегать какого-либо излишнего перенапряжения в кистях, когда практикуешься в игре. Расслабленные кисти и отсутствие движений в локте и плече левой руки при игре любой техникой – это главный залог успешности и эффективности их применения.

4
Что нужно знать и понимать?

Научившись правильному хвату медиатора, и достигнув постойной, плотной и уверенной фиксации его в вашей руке вы можете приступать к упорным тренировкам в развитии различных подвидов техники игры ним. Существует масса различных подвидов игры медиатором, многие из которых разработаны и используются максимально эффективно только их непосредственными авторами. Однако базовых техник игры медиатором выделяют всего три:

  • Апстроук. Техника игры, когда соударение медиатора со струнами происходит при направлении ему движения снизу вверх.
  • Даунстроук. Данная техника подразумевает звукоизвлечение только в процессе движения медиатора сверху вниз.
  • Переменный штрих. Техника,подразумевающая извлечение звука попеременно движением сверху вниз, а затем снизу вверх или наоборот.

Картинка 4
Традиционная постановка правой руки при игре даунстроуком.

В дальнейшем три базовых техники, могут комбинироваться между собой различными образами, создавая различные сочетания и причудливые комбинации. Например, в джазе существует такой стиль игры, как свинг, подразумевающий использование только даунстроука при переходе с одной струны на другую. При этом традиционно принято, что даунстроук играется зачастую на сильную долю, а апстроук на слабую.

5
Как практиковаться?

Для адекватного использования техники игры медиатором в ходе выступлений, вам нужно будет вначале, как следует потренироваться. Для этого используется целый ряд самых разнообразных упражнений, большая часть из которых одновременно развивает одновременно также и левую руку. Упражнений выделяют огромную массу, и особенного смысла перечислять их разновидности мы не видим. Каждый может подобрать что-то персонально для себя из уже существующих, а может разработать какое-либо свое.

Упражнения нужно играть регулярно, желательно каждый день. Для достижения внушительных и заметных результатов игре упражнений необходимо посвящать, по началу, не менее 2-3 часов в день. В дальнейшем этот интервал можно будет уменьшить за счет обучения разнообразным песням и музыкальным композициям. Однако вначале необходимо развить минимальный уровень техники через игру упражнений. Примером упражнения может служить, например, игра мелодической соль-минорной гаммы даунстроуком, игра гармонических или мелодических интервалов переменным штрихом и т.д.

Крайне рекомендуем вам в первое время после начала ваших практических занятий включать себе в их ходе метроном. Он поможет выработать и развить до необходимых для комфортной игры пределов ваше чувство ритма, а также поспособствует более глубокому пониманию динамики игры. Желательно при игре под метроном вначале чередовать сильную и слабые доли, и только в дальнейшем начинать смешивать их в произвольном порядке.