Изучение стиха – довольно непростой процесс, который может быть сопряжен со многими трудностями у многих взрослых и некоторых детей. Особенно актуальна данная проблема для школьников, детей из детских садов и других учебных заведений. Существует масса разнообразных способов, как помочь ребенку, которому тяжело запомнить стих, сделать данный процесс более простым. В данной статье вы найдете некоторые из них.

1
Общие моменты теории быстрого запоминания

Известно, что наилучшим способом, помогающим быстро запомнить какой-либо текст, является использование в процессе запоминания сразу нескольких возможностей нашего головного мозга. Подобный подход способствует более быстрому развитию сразу нескольких параллельных функций головного мозга ребенка, установлению прочных взаимосвязей в процессах их работы и взаимодействия. Примером может служить, например, одновременное чтение стихов с параллельной демонстрацией ребенку картинок.

Хорошо также способствует запоминанию спокойная, тихая и умиротворенная атмосфера. Нельзя оставлять к комнате, где происходит процесс изучения стихов слишком большое количество активных внешних раздражителей. Нужно оставить минимум света, убрать подальше все яркие, светящиеся экраны (телефоны, ноутбуки и планшеты), а также стараться вести себя в это время как можно тише.

Иллюстрация 1
Здоровая поза и правильная осанка - отлично способствуют облегчению процесса изучения ребенком стихов и другого материала.

Важной составляющей является также и психо-эмоциональное состояние ребенка в момент изучения стиха. Если его что-то тревожит, он испытывает какие-либо неприятные ощущения или просто устал – то, в таком случае не стоит пытаться заставить его учить стих. Толку с этого все равно не будет совершенно никакого. Необходимо постараться вначале успокоить ребенка, выяснить, что его тревожит, постараться помочь ему разрешить все его остро стоящие проблемы и только после этого усаживать за стихи.

Важно понимать, что ребенок для удачного самостоятельного запоминания какого-либо стиха должен обладать хотя бы минимальными навыками чтения. Помните, что развить такой навык у совсем еще маленького отпрыска – задача непосильная как для вас, так и для его мозга. Возраст, с которого можно всерьез пытаться дать ребенку возможность выучить стих полностью самостоятельно составляет 5-6 лет (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

После того, как процесс обучения закончиться успешно, необходимо похвалить ребенка и, по возможности, как либо поощрить его. Сделайте так, дабы он получил некоторую положительную  эмоцию и после процесса изучения. Можно, например, угостить его какой-либо конфетой, шоколадом, либо пойти поиграть с ним в его любимую игру. Так он полюбит учить стихи, возможно, станет делать это чаще, и не только из-за наставлений родителей.

2
Различные способы запоминания, наиболее подходящие для детей

Для детей, особенно для детей дошкольного возраста, бывает довольно сложно именно прочитать стихи. Они прилагают слишком много усилий для того, чтобы применить еще довольно сложный для себя навык в виде чтения, вместе с попутными активными попытками запоминаний, что довольно сложно для их, еще пока не слишком развитой, нервной системы. Поэтому не стоит излишне давить на детей и заставлять их делать невозможные для них вещи. Однако облегчить данный процесс вы очень даже способны. Для этого существует несколько способов:



  1. 1. Комбинация чтения и визуального сопровождения.
  2. 2. Чтение в голос с суфлером.
  3. 3. Изучение при помощи аналогий.

Первые два способа являются более простыми и чаще применяются современными молодыми родителями. Однако, следует наиболее пристальное внимание обратить именно на изучение стихов при помощи аналогий. Данный способ потребует от вашего ребенка знания принципов, лежащих в его основе. Поэтому приготовьтесь к тому, что вам, вначале необходимо будет найти необходимые слова и время для того, чтобы объяснить чаду как работает этот метод. Однако, практика показывает, что это вполне возможно. Теперь более подробно о каждом методе.

2.1
Комбинация чтения и визуального сопровождения

Картинка 2
Пример использования техники комбинации чтения и визуального сопровождения.

Комбинация чтения и визуального сопровождения – это наиболее часто применяемый на практике метод среди современных родителей. Он довольно прост, интуитивно понятен даже ребенку и очень часто не требует абсолютно никакого вмешательства родителей. Единственный негативный аспект заключается в том, что без присмотра ребенок может очень быстро заскучать и перестать заниматься важный делом. Зато начнет баловаться и играть, что обязательно нивелирует все его прошлые успехи.

Его методика работы довольно проста. Необходимо  составить для стихотворения набор последовательных картинок, которые изображали бы какую-либо его структурную часть, и положить перед ребенком. Дабы он мог бы в процессе не только читать слова, составляющие стих, но и попутно смотреть на изображения, что усилило бы эффект запоминания. Чем младше ваш ребенок, тем больше изображений должно быть для каждого отдельного стиха. В идеале для наименьшего младшего дошкольного возраста под каждое отдельное слово должна быть отдельная картинка.

2.2
Чтение в голос с суфлером

Чтение в голос с суфлером – это метод, который требует большой усидчивости и терпения от молодых мамочек и папочек. Такая методика показывает очень хорошие результаты ввиду природной близости, которая всегда присутствует между родителями и их чадом. Он сопряжен с необходимостью проявлять максимальную степень уважения к своему ребенку, для его применения необходима чуткость и максимально благодушное настроение. Для такой техники лучше, чтобы ребенок уже мог без проблем складывать слоги в слова.

Сама методика заключается в том, чтобы сесть одновременно с ребенком во время изучения ним стиха за стол и помогать ему, читая в специфической манере его вслух, заставляя его читать вслед за вами и попутно следить глазами за текстом. Важно при этом сохранять размеренный, плавный темп чтения, избегать повышения тона на ребенка, стараться, дабы ваш голос звучал максимально  мягко, без агрессии и раздражения. Даже не смотря на то, что оно иногда может возникнуть, особенно, если процесс затянулся.

Иллюстрация 3
Доброжелательность и готовность помочь - главное, что вы должны выражать, суфлируя ребенку во время изучения стиха.

2.3
Изучение при помощи аналогий

Данным методом в свое время пользовались древнегреческие ораторы для того, чтобы запоминать свои чрезвычайно длинные речи. Он полагает в том, что необходимо связывать каждую из частей стихотворения, который ребенку необходимо попытаться запомнить, с каким-то ассоциативным понятием. Например, всю первую строчку произведения можно связать с каким-либо одним образом, либо понятием. Так же потупить и со всеми последующими строчками. Затем выучить последовательность отдельных ассоциаций, которые также можно как-либо тематически связать у себя в голове в одно предложение, фразу или словосочетание. Однако помните, что обучить ребенка такому трюку может быть непросто.

Некоторые дети не способны будут суметь использовать данный метод запоминания информации в младшем возрасте, ввиду ряда объективных причин. Это происходит потому, что их нервные системы пока не получили достаточного уровня развития восприятия. С возрастом, вы сможете снова попытаться обучить ребенка данному методу, и чем старше он будет становиться, тем выше будет шанс, что он поймет, как им пользоваться. Рекомендуемый возраст обучения данному трюку детей составляет от 6-ти лет и выше.