Многие школьники и некоторые взрослые, которые любят поэзию, довольно часто сталкивались со сложностями в процессе запоминания того или иного стихотворения. Данная проблема особенно широко распространена среди того населения страны, которому перевалило за 40 лет. Но что же делать, если вам хочется запомнить тот или иной стих, но у вас категорически не получается это сделать? На этот и некоторые другие вопросы даст ответ данная статья.

1
Зачем нужно учить стихи?

Тяга человека к прекрасному и высокому хорошо известна и началась еще с незапамятных, древних времен. Можно вспомнить рисунки древних людей на стенах пещер, различные красивые, хоть и примитивные с точки зрения современного человека, вещи, простейшие музыкальные инструменты и много чего еще. Однако каждому человеку свойственно любить и восхищаться несколько различные по своей природе объекты искусства. Такие свойства человеческой психики продиктованы особенностями устройства и работы его нервной системы, воспитанием, социальным окружением и многими другими факторами.

Количество людей, которые с трепетом относятся к разнообразным проявлением литературного искусства, несмотря на деструктивное с некоторых точек зрения влияние интернета, все еще остается довольно велико. Именно такие люди склонны, в большинстве своем, к постоянному чтению, запоминанию и иногда написанию собственных стихов. Цели, которые преследуют люди, желающие выучить стих, могут значительно различаться в зависимости от их эмоциональных состояний, духовных потребностей, профессии и многих других факторов.

Картинка 1

Например, всем известно, что школьники должны учить стихи по той причине, что они включены в обязательную для каждого ребенка школьную программу. Музыкантам вокалистам и тем, кто аккомпанирует себе на инструментах в ходе пения, предположим, приходится учить огромное количество стихов для своих профессиональных нужд. Можно также привести пример влюбленных, которые учат стихи для того, чтобы порадовать ими свои вторые половинки. Одним словом, стихи учат по самым разнообразным причинам.

2
Как учить стихи?

Изучение стиха – это процесс, требующий довольно много энергии, из-за усиленной и очень продуктивной работы мозга в его ходе. Человеку, который изучает стих, обязательно понадобится запастись чашкой сладкого чая или кофе в комплекте с небольшой порцией печенья или шоколада для того, чтобы процесс изучения шел немного быстрее. Сам процесс изучения лучше проводить в дневное время суток, поскольку к вечеру внимание становится рассеянным и человек начинает очень часто отвлекаться на разнообразные посторонние дела и раздражители.

Процесс изучения стиха должен происходить в тихой, спокойной и комфортной для человека обстановке. Вокруг желательно не должно быть факторов, которые чрезмерно сильно отвлекают внимание учащегося на себя, особенно издающих разнообразные громкие звуки и световые сигналы. Именно поэтому не рекомендуется учить стихи, используя для этой цели мобильный телефон или компьютер, которые постоянно отвлекают человека различными уведомлениями, зрительными сигналами, миганием и другими раздражающими сигналами. Существуют следующие способы наиболее продуктивного запоминания стихов:

Картинка 2
Методика запоминания стихов для самых маленьких с упором на визуальную составляющую.

  • Многократное чтение целиком.
  • Поабзацное изучение.
  • Пословное повторение.
  • Комбинированный метод.

Каждый из вышеуказанных методов имеет как ряд своих плюсов, так и ряд негативных сторон. Многие рекомендуют использовать во время обучения только комбинированный метод. Однако, как известно, одни методы лучше подходят для одних людей, а другие – для других и тут нет универсального рецепта лучшего из них. Рекомендуем вам попробовать каждый и избрать наиболее подходящий лично для себя. Ниже вы найдете описание каждого из вышеуказанных методов.

2.1
Многократное чтение целиком

Такой метод, как многократное прочтение стиха целиком – наиболее очевидный и не имеющий никаких особенных и неясных или неожиданных компонентов в своей структуре. Вам банально нужно раз за разом читать стих до тех пор, пока вы не сумеете полностью повторить его без того, чтобы заглянуть в изначальный источник текста. Если вы не обладаете феноменальной памятью и не способны запоминать стихи с первого-второго прочтения, то данный метод вряд ли станет для вас наиболее предпочитаемым.

Запоминание при помощи многократного чтения целиком – это очень затратный по времени способ изучения стихов, поскольку даже если вы запомнили какой-либо кусочек стиха, вам необходимо повторно читать весь стих, включая даже те куски, которые вы уже запомнили. С другой стороны, именно он гарантирует наиболее длительное и полное запоминание необходимого материала.

2.2
Поабзацное изучение

Данная методика нацелена на людей, которые обладают средним уровнем развития памяти и без особенного труда запоминают четверостишья. Она подразумевает разделение стиха на равные четверостишья (столбцы, абзацы и т.д.) с последующим отдельным запоминанием каждого из них. Стих, изучающийся таким образом, намного легче и быстрее запоминается, нежели стих, изучающийся методом многократного чтения целиком.



Недостатком такого метода изучения стихов является тот факт, что по прошествии длительного времени иногда бывает сложно восстановить у себя в памяти правильную структуру стихотворения. Четверостишья или абзацы могут перепутаться в голове, а еще часть из них может вовсе быть забытой. В этом существенный недостаток данного метода по сравнению с предыдущим.

2.3
Пословное повторение

Пословное повторение – это такой метод изучения стихов, который подразумевает изучения стиха по одному слову. То есть вы запоминаете первое слово, затем второе, затем третье и так далее проводя связь между ними или просто запоминая их в качестве отдельных слов. Для облегчения процесса запоминания стихов по такой схеме вы можете вслух повторять все слова: вначале первое, затем первое и второе, затем первое, второе и третье и так далее.

Данный способ довольно быстро позволяет «вбить» себе в голову необходимое для изучения стихотворение. Кроме того, процесс запоминания будет очень качественным и долговременным. Даже после нескольких лет, а то и десятилетий, вы без труда сумеете вспомнить стих, который был выучен с помощью такого способа.

2.4
Комбинированный метод

Комбинированный метод изучения стихов заключается в формировании комбинации из всех вышеперечисленных методов. Тут нет какой-либо строгой, выверенной формулы. Вы вольны использовать каждый из вышеперечисленных методов в любом количестве и в любой последовательности, а также добавлять к нему какие-либо ваши персональные наработки. Данный метод хорош тем, что он позволяет в равной степени сочетать все выгодные стороны каждой из методик, обходя стороной негативные.



С помощью комбинированного метода вы можете вначале предпринять попытку изучить стих за несколько прочтений целиком, а затем, если это не возымело полноценного эффекта, последовательно применить методы поабзацного изучения и пословного повторения. Использовать их необходимо в тех местах, которые наиболее трудно по тем или иным причинам поддаются запоминанию.