Многие дети не любят учить стихи, а потом еще и рассказывать их у доски или на публике. Сам процесс заучивания не вдохновляет, а еще и "с выражением". Они часто даже не понимаю, что это значит. И вообще что от них хотят эти и учителя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уже в 3 классе умел читать стихи с выражением, тогда УчиЭто подобрал для вас хорошие рекомендации и советы.
- Первое, что вы можете предпринять – найти записи стихов, которые исполняют артисты и ставить малышам для прослушивания. Для начала можете ставить тех исполнителей, которых дети знают. Найти таковых не просто, но реально.
- Второй метод более сложный, но если вы сможете мотивировать ребят, то у вас все получится – поводите их на чтецкие программы. Конечно хорошо будет, если это школьные курсы, потому что доверия больше у детей вызывают сами дети.
- Третий вариант – пригласить на урок одного или парочку актеров, чтобы они показали, как правильно читать в классе, а не со сцены. Этот момент очень важен. Тесный живой контакт и камерное пространство создают отличную атмосферу. Даже неидеальное, зато живое чтение, произведет сильное эмоциональное впечатление на всех деток.
Но важно, чтобы все услышанное закрепить, потому что может мгновенно выветриться.
- Поговорите с детьми, не оценивая их высказывания, а просто задавайте провокационные вопросы.
- Поиграть в творческой форме в прожитое и услышанное (подойдут упражнения для актеров, которые можно найти в книге под названием «Театр, где играют дети»).
- Пускай детки выразят свои эмоции в красках, нарисуют абстрактные рисунки на тему услышанного.
- Если учитель владеет режиссерскими навыками, можно сыграть этюд-импровизацию.
- Если ребенок соприкоснется с идеальным актерским чтением, это станет для него трамплином к собственным попыткам.
УчиЭто считает, что понять стихотворную речь можно, если сравнивать ее с прозаической. Поэтому, когда читаете стих, вы должны быть увлечены его темой, понимать, почему именно его мы читаем: к чему мы хотим подтолкнуть или подвести зрителя, что мы хотим ему сказать. Если хотите отстоять основную мысль, вы должны действовать словом.
Чем отличается проза от стиха? Этот вопрос вам нужно обсудить особо с ребятами. Пусть они самостоятельно постараются определить, а затем сформулировать ответ, а потом учитель опровергнет или подтвердит их догадки, ну, а если нужно, то дополнит. Можете в разговоре воспользоваться какой-нибудь яркой провокацией, к примеру, можете написать на доске или процитировать Н. Тихонова: «Стихи отличаются от обычной речи, как движение бегунов от спокойно идущих людей». Пускай детки постараются объяснить, о чем идет речь.
Вы можете придерживаться такой позиции: стихи отличаются от прозы своей ритмичностью, упорядоченностью, мерностью. Основа стихотворения – это эмоционально-повышенный строй переживаний, который подчеркивает все формы передачи чувств и мыслей в речи. В стихах речь не льется сплошным потоком, а ее делят на речевые такты интонационно-смысловыми (логическими) паузами. Место данных пауз чаще всего подсказано пунктуацией, и если вы не будете обращать на это внимание, то стих станет бессмысленным.
Вначале также важно узнать, что дети почувствовали и поняли во время чтения. На этом этапе не стоит навязывать свое понимание. Первое впечатление – это очень важно, пусть оно будет странным, невнятным и хаотичным. Ребенок может не до конца понять смысл, но некие эмоциональные картинки, мысли и вспышки обязательно останутся. Как раз, если вы поговорите, то это закрепится. Обсуждение лучше перенести в круг, в котором все создают энергию творчества и все равны, а не в обычном классе, когда учитель стоит напротив детей, которые сидят за партами. Главное чтобы преподаватель помнил, что ему нужно работать, используя уточняющие вопросы, такие как: «Правильно ли я понял... Что ты имеешь ввиду…», и не начинать оценивать суждения.
На поставленные вопросы ребята должны ответить, если это сделать тяжело, то пишут ответ на листках.