Интересно

Как выучить стих за 5 минут?

01.10.2019
631
423
5 мин.

Нередко многие из нас в детстве думали, что неплохо было бы знать, как выучить стих за 5 минут. Мы повзрослели, у многих появились дети, а кто-то до сих пор сталкивается время от времени с потребностью часто учить стихи, например, в качестве песен для пения под гитару, работы вокалистом или по каким-либо другим причинам. Для таких людей существует несколько  надежных методик, которые позволяют существенно облегчить процесс заучивания стихов. В данной статье мы поговорим о некоторых из них.

1
Возможно ли выучить стих за 5 минут?

Необходимо понимать, что возможности каждого индивидуального человеческого мозга очень существенно различаются. Если кому-то достаточно будет несколько раз прочитать стих для его полноценного запоминания, то некоторым будет мало уделить этому процессу даже нескольких часов. Это вовсе не делает кого-либо из нас хуже или лучше. Просто весьма вероятно, что вы в процессе запоминания опираетесь не только на чтение, а на несколько другие механизмы и органы чувств.

Многие взрослые способны действительно хорошо запоминать стихи, иногда чуть ли не с первого прочтения. Даже без предварительной практики. Это характерно для тех из них, которые имеют потребность запоминать большие массивы разнообразных данных, например, в ходе их непосредственной работы. То же самое касается и очень малого процента детей. Таких людей и детей не очень много, что возможно и к лучшему, поскольку у такой поразительной памяти в молодом возрасте есть и довольно существенный негативный эффект – повышенная возможность развития различных когнитивных патологий в позднем возрасте.

Иллюстрация 1

Сразу необходимо оговориться, что в том случае, если вы занимаетесь процессом изучения стихов не слишком часто, то не стоит надеяться на быстрый, волшебный результат. Внушительные навыки быстрого запоминания стихов развиваются только в результате настойчивой практики и тренировок. Для того, чтобы не терять прогресс в развитии данных умений, постарайтесь запоминать каждый день хотя бы по небольшому интересному для вас четверостишью. Для этого можно подписаться на какую-нибудь тематическую группу  в социальных сетях или мессенджере.

Некоторые люди, особенно довольно пожилые, не способны будут слишком быстро запомнить текст банально из-за того, что их мозг уже не обладает той гибкостью и способностью к обучения, что мозг молодых людей. С возрастом значительно нарушается его кровоснабжение, замедляется общая скорость обменных процессов и постепенно замедляется работа нервной системы, что и является главными причина такого явления. Однако описанные ниже методики смогут быть полезными и для пожилых людей.

2
Какие методики лучше всего использовать?

Общее количество методик, доступное для взрослых, значительно шире, нежели для детей. Повзрослевший человек лучше понимает свои сильные и слабые стороны, лучше ориентирован в том, какая система восприятия является у него доминирующей и, соответственно, способен более эффективно и, главное, самостоятельно избирать для себя самую адекватную методику. Среди наиболее подходящих для взрослых методик следует выделить:



  1. 1. Пословное повторение.
  2. 2. Ассоциативное заучивание.
  3. 3. Комбинация нескольких однонаправленных раздражителей.

Использование каждой из этих трех методик имеет как ряд своих плюсов, так и ряд негативных сторон. Помните, что каждый отдельный человек должен самостоятельно определиться с тем, какая из методик подходит для него наилучшим образом. Желательно для этого попробовать каждую из них лично, и модифицировать общие принципы, изложенные в данном тексте под свои персональные особенности. Ниже более подробно о каждой из этих методик.

2.1
Пословное повторение

Методика, которая подразумевает, что основная масса нагрузки на центры запоминания приходит через зрительный анализатор. Данная методика традиционно применялась в советское время многими педагогами и активно пропагандируется старшим поколением младшему. В современном мире ее, как мы считаем, не совсем заслужено стали использовать значительно реже. Ее главным недостатком является длительное общее время запоминания. С другой стороны – выученные таким образом стихи запоминаются на наиболее длительный срок и в более полном объеме.

Методика заключается в том, что человеку необходимо читать стих пословно, как бы разделяя его на слои. Вначале человек читает первое слово стихотворения, затем уже первое и за ним второе, далее первое, и второе и третье, и так далее, по нарастающей, пока в конечном итоге не будет прочтен весь стих. Данная методика иногда может занять неоправданно большое количество времени. Особенно это справедливо в том случае, если стих состоит их большого количества четверостиший.

2.2
Ассоциативное заучивание

Изображение 2
Пример ассоциативного дерева, которое может работать в любую нужную вам сторону со стартовым (центральным) понятием "кактус"

Это очень интересный и очень древний метод, который в свое время был придуман в Древней Греции ораторами, которым необходимо было запоминать очень длинные речи. Искусство его применения постигается в некоторых случаях годами, но зато когда оно даст свои плоды вы сможете запоминать практически любое  стихотворение, всего лишь прочитав его несколько раз. Метод сложный и доступный не каждому, однако, стоит потратить некоторое время на попытку овладеть ним.

Заключается данная методика в привязывании в своем воображении к каждому удобному для вас крупному структурному элементу стиха (желательно четверостишья, хотя начать лучше со строки, а в некоторых случаях – с отдельных словосочетаний) какого-либо конкретного ассоциативного образа. Желательно, дабы каждый из этих образов был последовательно связан в вашей голове с каждым предыдущим и исходил из него логически или каким-либо другим удобным для вас образом. Выстроив у себя в голове цепочку из образов и связав их со строчками или четверостишьями стиха в своей памяти, вы научитесь быстро получать желаемый результат.

2.3
Комбинация нескольких однонаправленных раздражителей

Такая методика очень хорошо подходит для использования абсолютно всеми взрослыми людьми и детьми из-за своей относительной легкости в реализации и понятного всем принципа. Она основана на том факте, что наша память не представляет собой некий монолитный блок, она состоит из множества разнообразных ощущений, которые комбинируясь вместе, создают один узнаваемый, целостный образ или картину. Такая целостная картинка, когда всплывает какой-либо один ее элемент, цепляет за собой все остальные и происходит процесс вспоминания всего пласта воспоминания целиком.



Реализуется данная методика тем, что вместе с привычным чтением наш мозг должен получать раздражающие его нервные импульсы еще от какого-либо органа чувств, которые бы были ассоциированы с процессом заучивания. Например, вы можете одновременно не только читать текст стиха у себя в голове, но также и проговаривать его вслух или, например, попросить кого-либо декламировать данный стих вместе с вами в голос. Для этого также отлично подходят разнообразные видеоролики и видеозаписи, где читают нужные вам стихи, множество которых можно найти в сети.