Укулеле, несмотря на свою кажущуюся легкость в использовании, совсем не настолько простой инструмент. Многие начинающие музыканты, только начав свой путь изучения данного инструмента, бросают его, столкнувшись с непредвиденными трудностями. Для того, чтобы избежать подобного развития событий, необходимо выработать  систематический, осознанный, разумный подход к своему обучению. Данная статья призвана помочь вам сделать это максимально эффективно.

1
Как научиться играть на укулеле: с чего начинать?

Первым дело подумайте о том, нужен ли вам будет для ваших занятий музыкальный педагог. Он способен потенциально в значительной мере облегчить жизнь начинающего музыканта. Вам не придется самостоятельно изучать и пытаться разобраться в тех или иных теоретических аспектах гармонии, музыкальной композиции, техниках игры, правилах постановки рук и нотной грамоты. Опытный педагог значительно ускорит, систематизирует и облегчит процесс усвоения материала такого рода. Многие из педагогов параллельно также смогут научить вас правильно петь, попутно аккомпанируя себе.

Обязательно перед тем, как начинать серьезно заниматься, предварительно выработайте для себя план и схему каждого отдельного занятия. План занятий должен в идеале быть каждодневным и включать не менее 2-3 часов практики, а также теоретическую подготовку. Схема отдельного занятия формируется исходя из уже наработанного опыта, и включает в себя разминку, отработку необходимых техник и приемов игры, а также изучение каких-либо новых элементов, помогающих расширить и углубить ваши знания об игре.

Картинка 1
Составляющие элементы большинства видов укулеле.

Важными элементами, обеспечивающими практически половину всего успеха, являются правильная постановка рук и положение инструмента в процессе его практического использования. Данные технические аспекты положительным образом сказываются на всех аспектах исполнительского мастерства, а также помогают избежать преждевременного развития многих профессиональных заболеваний музыкантов. Опять таки, если вы не хотите на определенном этапе потратить много сил и времени на то, чтобы переучиваться играть правильным образом, рекомендуем вам сразу обратиться с данным вопросом к музыкальному педагогу.

2
Понимание и знание грифа

Знание того, какие ноты вы потенциально можете сыграть на вашем инструменте – это половина всего успеха будущего предприятия. Гриф укулеле, в отличие от грифа гитары, более узкий, короткий, зачастую включает в себя меньшее количество ладов и имеет, чаще всего, лишь четыре протянутые по нему струны. Ее струны довольно тонкие, легкие, очень легко прижимаются. Они сделаны, чаще всего, либо из нейлона, либо из очень тонкого металла (иногда даже не включающего никаких дополнительных обмоток). Стандартные строи некоторых видов укулеле выглядят следующим образом:

  • Традиционное укулеле:
    • Первая струна (самая тонкая) – А (Ля).
    • Вторая струна – Е (Ми).
    • Третья струна – С (До).
    • Четвертая струна – G (Соль).
  • Баритон укулеле:
    • Первая струна (самая тонкая) – Е (Ми).
    • Вторая струна – В (Си).
    • Третья струна – D (Ре).
    • Четвертая струна – G (Соль).
  • Бас укулеле:
    • Первая струна (самая тонкая) – G (Соль).
    • Вторая струна – D (Ре).
    • Третья струна – А (Ля).
    • Четвертая струна – Е (Ми).

Диапазон данного музыкального инструмента значительно уже, нежели диапазон гитары и включает только относительно высокие ноты. Людям, которые имеют некоторые знания и практический опыт игры на гитаре будет довольно легко освоиться на грифе укулеле, поскольку общее строение и принцип его устройства, а в некоторых случаях строя и аппликатурные соответствия имеют идентичные с гитарными свойства. Проиллюстрировать это можно, например, при помощи ниже приведенной схемы.  

Изображение 2
Схематическое изображение грифа укулеле, вписанного в гриф гитары.

3
Общая культура звукоизвлечения

Играть так, чтобы это хотелось воспринимать слушателю, чтобы ему было приятно наблюдать за вашим выступлением – это главная задача любого музыканта. Для адекватного достижения вышеозначенных целей и служит постижение такой отрасли музыкального искусства, как правильная культура звукоизвлечения. Важнейшее ее значение подтверждено на практике огромным количеством профессиональных музыкантов, а единственными музыкальными жанрами, где минимально придерживаются ее основ, являются панк и различные вариации хард-рока. Она включает в себя:

  • элементы правильной постановки рук;
  • дозированное применение силы в ходе игры;
  • верная техника исполнения различных приемов и элементов игры;
  • умение обходиться малым количеством разнообразных приемов, фишек и различных мелизмов там, где они не нужны.



Важной составляющей культуры звукоизвлечения является умение создавать, так называемый, грув. В музыке нет единого определения данного понятия, и каждый музыкант определяет его для себя самостоятельно. В среде музыкантов принято говорить, что кто-то умеет его создавать, а кто-то нет, без попыток осмыслить теоретическую базу данного понятия. Грув, в понимании многих джазовых музыкантов – это ощущение некоторого движения вперед, повторяющегося, как бы раскачивающего движения всей музыкальной композиции, ее дыхание. Ощущение грув создается путем долгих и упорных тренировок в расстановке акцентов, динамике игры и чередованием разнообразных ритмических фигур в одной композиции.

4
Как научиться играть на укулеле правильно

После того, как вы элементарно освоились с основами правильной постановки рук и положения музыкального инструмента, можно постепенно приступать к игре разнообразных упражнений, которые в дальнейшем позволят вам разучивать полноценные композиции. Упражнения, которые вы будете играть, могут самыми разными, вы можете даже придумать их самостоятельно. Не так важно на данном этапе, что вы будете играть, как то, как вы будете это играть. Нужно, чтобы в ходе игры вы всегда соблюдали правильную постановку рук и придерживались основных правил культуры звукоизвлечения. Особенную важность на этих этапах играет техника правой руки, которая, собственно, и извлекает звуки. Вот основные элементы культуры звукоизвеления нею:

  1. 1. Все движения правой рукой происходят только в области кисти и пальцев.
  2. 2. Локоть и плечевой сустав зафиксированы в одном, удобном для вас положении. В них не должно быть никаких движений.
  3. 3. При этом нужно учитывать, что инструмент тоже нужно держать согласно правилам.
  4. 4. Движения пальцами и кистью максимально точные, хлесткие и резкие.
  5. 5. Нельзя прикладывать во время прикосновений к струнам чрезмерное усилие. Это искажает звук и портит впечатление от игры.
  6. 6. Любая техника и прием игры правой рукой должны быть максимально экономны, выполняться без лишней суеты и чрезмерного дергания.

Пример правильной постановки рук и положения инструмента при игре.

Комбинируя правила культуры звукоизвлечения с правильной постановкой рук, а также с правильным положением инструмента во время игры вы обязательно сможете достигнуть желаемых результатов. Важно только упорно, регулярно и настойчиво заниматься, согласно заранее заготовленному плану и придерживаясь ваших индивидуальных схем занятий. Помните, что вы всегда можете обратиться к музыкальному педагогу за помощью, если у вас возник какой-либо неразрешимый и сложный вопрос.