Как научиться

Как играть на укулеле?

05.10.2019
829
555
4 мин.

Если вы когда-либо задавали себе вопрос, как играть на укулеле, то вы, скорее всего – музыкант. Только музыкант сможет по достоинству оценить весь спектр великолепных преимуществ данного гавайского струнного инструмента по сравнению с другими, более традиционными инструментами. Гитары, виолончели и контрабасы зачастую слишком громоздки, а альты и скрипки, хоть и относительно малогабаритны, но имеют сложный для восприятия, не темперированный гриф. Укулеле – идеальный инструмент для того, чтобы с нуля обучиться игре на нем и радовать всех окружающих своими выступлениями.

1
Общие принципы

Перед тем, как приступать к процессу обучения, вы должны четко понять для себя, какую цель вы преследуете своими занятиями. Если вы намереваетесь достичь действительно серьезных результатов, то не ждите, что это произойдет быстро. Адекватный и действительно достойный уровень игры на любом музыкальном инструменте развивается только спустя 10 тысяч часов осознанной, комплексной и систематической практики. Если же вы намереваетесь просто минимально аккомпанировать себе во время пения – то вы сможете демонстрировать уже кое-какие результаты уже спустя несколько недель упорных занятий.

Важно понять, что невозможно сразу взять в руки инструмент и заиграть так, как вам того хочется. Для этого должно пройти некоторое время, которое в любом случае должно сопровождаться определенной практикой. Занятия серьезных, профессиональных музыкантов занимают в среднем по 6-8 часов в день и сопровождаются постоянным анализом ошибок в своей технике, рационализацией каждого движения в ходе игры, а также отработкой различных приемов и способов звукоизвлечения. Новичку, который не желает становиться профессионалом, достаточно будет поначалу уделять игре 1-3 часа в день.

Картинка 1
Общий принцип устройства большинства типов укулеле.

Само занятие должно обязательно начинаться с процесса разыгрывания или, иначе говоря, разминки. Для них существует множество разнообразных упражнений, большая часть из которых сводится к проигрыванию в разных темпах, последовательностях или ритмах тех или иных гамм, ладов, гармонических или мелодических интервалов, или других последовательностей нот. После процесса разминки можно приступать к разучиванию новой композиции или любой другой цели, какую вы ставите перед собой. Крайне важно, чтобы весь процесс занятия сопровождался попутной работой метронома. Он поможет вам укрепить и расширить чувство ритма, являющееся необходимым компонентом развитой музыкальности любого человека.

2
Как правильно держать укулеле?

Правильная постановка рук и положение инструмента во время игры – это половина всего успеха в процессе овладения ним. Традиционные, классические постановки рук и музыкальных инструментов – это опыт выстраданный кровью, потом и опытом предыдущих поколений музыкантов, благодаря которым мы можем избегать многих технических трудностей и потенциальных неприятностей во время игры. Например, известно, что неправильное положение рук во время игры на струнных инструментах прямым образом связано с многочисленными заболеваниями связочного аппарата кисти.

Изображение 2
Пример правильного положения инструмента по отношению к телу музыканта.

Правильное положение укулеле по отношению к телу исполнителя чем-то похоже на положение гитары. Однако, конечно же, с поправкой на размер данного инструмента. Укулеле стоит сориентировать примерно под углом в 45 градусов по отношению к горизонтальной плоскости, и прижать к себе декой таким образом, чтобы она находилась на уровне чуть ниже большой грудной мышцы. При этом важно не прижимать к себе инструмент чрезмерно сильно. Усилие должно быть примерно таким, чтобы инструмент не выпал из рук, но и не создавал чрезмерного перенапряжения и спазмов в руках.

3
Постановка рук при игре на укулеле?

Постановка рук при игре на укулеле примерно схожа с таковой у гитары, однако, опять таки, с поправкой на размеры инструмента. Важность правильно положения рук при игре обусловлена тем, что именно она влияет на качество звукоизвлечения, комфортность и эффективность использования многих приемов игры, общем звучании инструмента, а также на нагрузку, которую испытывают руки и кисти в процессе игры. Лучше всего будет походить поначалу к музыкальному педагогу, дабы тот сформировал вам автоматическую правильную постановку рук. Общие принципы постановки рук при игре на укулеле можно охарактеризовать так:

  1. 1. Обе руки нельзя чрезмерно перенапрягать во всех их отделах, особенно это касается пальцев.
  2. 2. Все движения должны быть максимально точными, выверенными и экономичными.
  3. 3. Большой палец левой руки практически всегда должен находиться в перпендикулярном положении по отношению к грифу.
  4. 4. Кисть левой руки в ладонной поверхности максимально скруглена, как будто держит теннисный мяч или яблоко.
  5. 5. Пальцы левой руки прижимают аккорды или отдельные ноты максимально мягко, без излишнего нажима, а также под углом, как можно ближе к 90 градусам.
  6. 6. Правая рука не двигается в локтевом и плечевом суставе вообще, они фиксированы в положениях, максимально удобных для играющего.
  7. 7. Звукоизвлечение (удары по струнам) происходят за счет движений только в одной лишь кисти или пальцах. Движения должны быть максимально аккуратными и не излишними.

Изображение 3
Правильная постановка рук при игре на укулеле.

4
 Как играть на укулеле упражнения?

Как уже упоминалось, начинать любое ваше занятие стоит с предварительной разминки, состоящей из проигрывания разнообразных упражнений. В самом начале ваших занятий, когда ваша мышечная система и мозг еще только привыкает к ощущению инструмента в руках и формирует стартовые навыки, необходимо будет играть только одни лишь упражнения. В сети распространенна огромная масса самых разнообразных упражнений, каждое из которых ориентировано на развитие той или иной техники, приема или способа игры на инструменте.

https://www.seohamer.ru

Наиболее полезными для новичка, на наш взгляд, будут упражнения, состоящие из проигрывания хроматической (включающей все ноты темперированного классического звукоряда) гаммы. Можно также проигрывать и какие-либо другие гаммы – это поможет запомнить их аппликатуры, что очень пригодится в дальнейшем при игре. Вначале необходимо будет научиться проигрывать все данные ноты последовательно на одной струне на повышение и на понижение частоты звука, внимательно следя за правильной сменой позиции кисти.



Позиция формируется на четырех ладах, каждый из которых занимает один из пальцев левой кисти и должна сменяться последовательно одна за другой. Нельзя елозить одним пальцем по грифу – это очень плохо скажется на технике игры в дальнейшем. Особенно, если вы будете делать это систематически и очень долго. Затем можно постепенно переходить на проигрывание хроматической или любой другой гаммы в одной позиции на всех четырех струнах. Постепенно можно начать играть интервалы, которые бывают мелодическими (две ноты в составе гаммы или лада, звучащие одна за другой) или гармоническими (две ноты в составе гаммы или лада, звучащие вместе). В конце концов, вы сможете начать играть полноценные аккорды, чего будет полностью достаточно для адекватного, полноценного аккомпанемента.