Если вы когда-либо задавали себе вопрос, как играть на укулеле, то вы, скорее всего – музыкант. Только музыкант сможет по достоинству оценить весь спектр великолепных преимуществ данного гавайского струнного инструмента по сравнению с другими, более традиционными инструментами. Гитары, виолончели и контрабасы зачастую слишком громоздки, а альты и скрипки, хоть и относительно малогабаритны, но имеют сложный для восприятия, не темперированный гриф. Укулеле – идеальный инструмент для того, чтобы с нуля обучиться игре на нем и радовать всех окружающих своими выступлениями.

1
Общие принципы

Перед тем, как приступать к процессу обучения, вы должны четко понять для себя, какую цель вы преследуете своими занятиями. Если вы намереваетесь достичь действительно серьезных результатов, то не ждите, что это произойдет быстро. Адекватный и действительно достойный уровень игры на любом музыкальном инструменте развивается только спустя 10 тысяч часов осознанной, комплексной и систематической практики. Если же вы намереваетесь просто минимально аккомпанировать себе во время пения – то вы сможете демонстрировать уже кое-какие результаты уже спустя несколько недель упорных занятий.

Важно понять, что невозможно сразу взять в руки инструмент и заиграть так, как вам того хочется. Для этого должно пройти некоторое время, которое в любом случае должно сопровождаться определенной практикой. Занятия серьезных, профессиональных музыкантов занимают в среднем по 6-8 часов в день и сопровождаются постоянным анализом ошибок в своей технике, рационализацией каждого движения в ходе игры, а также отработкой различных приемов и способов звукоизвлечения. Новичку, который не желает становиться профессионалом, достаточно будет поначалу уделять игре 1-3 часа в день.

Картинка 1
Общий принцип устройства большинства типов укулеле.

Само занятие должно обязательно начинаться с процесса разыгрывания или, иначе говоря, разминки. Для них существует множество разнообразных упражнений, большая часть из которых сводится к проигрыванию в разных темпах, последовательностях или ритмах тех или иных гамм, ладов, гармонических или мелодических интервалов, или других последовательностей нот. После процесса разминки можно приступать к разучиванию новой композиции или любой другой цели, какую вы ставите перед собой. Крайне важно, чтобы весь процесс занятия сопровождался попутной работой метронома. Он поможет вам укрепить и расширить чувство ритма, являющееся необходимым компонентом развитой музыкальности любого человека.

2
Как правильно держать укулеле?

Правильная постановка рук и положение инструмента во время игры – это половина всего успеха в процессе овладения ним. Традиционные, классические постановки рук и музыкальных инструментов – это опыт выстраданный кровью, потом и опытом предыдущих поколений музыкантов, благодаря которым мы можем избегать многих технических трудностей и потенциальных неприятностей во время игры. Например, известно, что неправильное положение рук во время игры на струнных инструментах прямым образом связано с многочисленными заболеваниями связочного аппарата кисти.

Изображение 2
Пример правильного положения инструмента по отношению к телу музыканта.

Правильное положение укулеле по отношению к телу исполнителя чем-то похоже на положение гитары. Однако, конечно же, с поправкой на размер данного инструмента. Укулеле стоит сориентировать примерно под углом в 45 градусов по отношению к горизонтальной плоскости, и прижать к себе декой таким образом, чтобы она находилась на уровне чуть ниже большой грудной мышцы. При этом важно не прижимать к себе инструмент чрезмерно сильно. Усилие должно быть примерно таким, чтобы инструмент не выпал из рук, но и не создавал чрезмерного перенапряжения и спазмов в руках.

3
Постановка рук при игре на укулеле?

Постановка рук при игре на укулеле примерно схожа с таковой у гитары, однако, опять таки, с поправкой на размеры инструмента. Важность правильно положения рук при игре обусловлена тем, что именно она влияет на качество звукоизвлечения, комфортность и эффективность использования многих приемов игры, общем звучании инструмента, а также на нагрузку, которую испытывают руки и кисти в процессе игры. Лучше всего будет походить поначалу к музыкальному педагогу, дабы тот сформировал вам автоматическую правильную постановку рук. Общие принципы постановки рук при игре на укулеле можно охарактеризовать так:

  1. 1. Обе руки нельзя чрезмерно перенапрягать во всех их отделах, особенно это касается пальцев.
  2. 2. Все движения должны быть максимально точными, выверенными и экономичными.
  3. 3. Большой палец левой руки практически всегда должен находиться в перпендикулярном положении по отношению к грифу.
  4. 4. Кисть левой руки в ладонной поверхности максимально скруглена, как будто держит теннисный мяч или яблоко.
  5. 5. Пальцы левой руки прижимают аккорды или отдельные ноты максимально мягко, без излишнего нажима, а также под углом, как можно ближе к 90 градусам.
  6. 6. Правая рука не двигается в локтевом и плечевом суставе вообще, они фиксированы в положениях, максимально удобных для играющего.
  7. 7. Звукоизвлечение (удары по струнам) происходят за счет движений только в одной лишь кисти или пальцах. Движения должны быть максимально аккуратными и не излишними.

Изображение 3
Правильная постановка рук при игре на укулеле.

4
 Как играть на укулеле упражнения?

Как уже упоминалось, начинать любое ваше занятие стоит с предварительной разминки, состоящей из проигрывания разнообразных упражнений. В самом начале ваших занятий, когда ваша мышечная система и мозг еще только привыкает к ощущению инструмента в руках и формирует стартовые навыки, необходимо будет играть только одни лишь упражнения. В сети распространенна огромная масса самых разнообразных упражнений, каждое из которых ориентировано на развитие той или иной техники, приема или способа игры на инструменте.

Наиболее полезными для новичка, на наш взгляд, будут упражнения, состоящие из проигрывания хроматической (включающей все ноты темперированного классического звукоряда) гаммы. Можно также проигрывать и какие-либо другие гаммы – это поможет запомнить их аппликатуры, что очень пригодится в дальнейшем при игре. Вначале необходимо будет научиться проигрывать все данные ноты последовательно на одной струне на повышение и на понижение частоты звука, внимательно следя за правильной сменой позиции кисти.



Позиция формируется на четырех ладах, каждый из которых занимает один из пальцев левой кисти и должна сменяться последовательно одна за другой. Нельзя елозить одним пальцем по грифу – это очень плохо скажется на технике игры в дальнейшем. Особенно, если вы будете делать это систематически и очень долго. Затем можно постепенно переходить на проигрывание хроматической или любой другой гаммы в одной позиции на всех четырех струнах. Постепенно можно начать играть интервалы, которые бывают мелодическими (две ноты в составе гаммы или лада, звучащие одна за другой) или гармоническими (две ноты в составе гаммы или лада, звучащие вместе). В конце концов, вы сможете начать играть полноценные аккорды, чего будет полностью достаточно для адекватного, полноценного аккомпанемента.