Интересно

Как играть на губной гармошке?

04.10.2019
788
528
5 мин.

Многие любители игры на музыкальных инструментах часто задаются вопросом, как играть на губной гармошке. Это очень распространенный, доступный и популярный инструмент. Его можно легко транспортировать за собой куда угодно, в отличие от той же гитары. Вместе с тем на первый взгляд, особенно если играющий на ней человек недостаточно умел, она совершенно невзрачна, невыразительна и скучна. Главный элемент правильной и впечатляющей игры на гармошке – это упорные занятия и многочасовые отработка многих техник. Данная статья посвящена освещению некоторых из них.

1
Какие существуют техники и элементы исполнения?

Как и большинство других музыкальных инструментов, губная гармоника имеет огромное количество самых разнообразных техник, мелизмов, приемов и различных вариантов обыгрывания того или иного звука. Все они направлены на создание чувства ритмического, интонационного и динамического разнообразия у слушателя. Это особенно необходимо при игре на данном инструменте, поскольку он, к сожалению, отличается очень скудным диапазоном звучания. Выделяют следующие основные разновидности техник:

  1. 1. Игра одиночными нотами.
  2. 2. Игра гармоническими интервалами.
  3. 3. Игра мелодическими интервалами.
  4. 4. Игра аккордами.

Каждая из этих четырех вышеуказанных техник способна великолепным образом комбинироваться с любой другой из списка, что способно создать интересное и нетривиальное звучание даже при использовании очень ограниченного диапазона губных гармоник. К слову, существуют также разновидности губных гармоник, которые имеют вид длинной трубки, присоединенной к клавиатуре, напоминающей синтезаторную или пианинную. Играть на таком инструменте куда проще, нежели на традиционном губном, из-за наглядности гармонических изменений, которые можно отслеживать на клавиатуре в ходе игры.

Картинка 1
Схема игры простого аккорда на губной гармонике.

При этом, каждая из вышеупомянутых техник способна также звучать в ходе применения огромного количества разнообразных приемов игры. Существуют уже традиционные, включенные в перечень основных, всем известные приемы игры на инструменте. Однако каждый музыкант, по ходу постепенного повышения уровня профессионального мастерства, обязательно учиться каким-либо своим персональным техникам и «фишечкам». Помните, что если у вас вдруг интуитивно начал получаться какой-либо приятный звук, не стоит бояться использовать его в ходе выступлений. К традиционным приемам игры на гармошке относят:

  1. 1. Тремоло.
  2. 2. Подтяжки (бэенды).
  3. 3. Трель.
  4. 4. Глиссандо.

Комбинируя указанные выше техники с четырьмя (а потенциально – любым возможным количеством) приемами, вы сможете добиться впечатляющих результатов, ритмического и интонационного разнообразия, а также сумеете подать любую желаемую музыкальную композицию более динамично. Стоит отдельно упомянуть о том, что существует несколько принципиально различающихся по принципу своего устройства видов гармоник, приемы и техники игры на которых могут существенно различаться. Теперь же поподробнее о наиболее распространенных техниках игры на гармониках.

1.1
Как играть на губной гармошке одиночными нотами?

Игра одиночными нотами – это наиболее часто применяемая для аккомпанемента техника, с которой пытаются начать все без исключения новички. Однако, ввиду довольно высокой сложности исполнения, вместо ожидаемой одиночной ноты они получают на выходе аккорд или гармонический интервал. Такая техника позволяет воспроизвести любую мелодию в пределах диапазона звучания вашей гармошки, хорошо комбинируется с приемом тремоло и подтяжками.

Картинка 2
Ноты губной диатонической До-мажорной гармоники, устроенной по венской системе.

Для ее исполнения придется потренироваться складывать губы особым образом: необходимо, чтобы они были сужены до такой степени, чтобы обхватывать одновременно только одну дырку. Губы при этом должны быть плотно прижаты к самой гармонике. Усилие, которое придется приложить каждому отдельному человеку для достижения необходимого результата, очень различаются в зависимости от анатомии лица, прошлого опыта игры, размеров рта и многих других параметров. Однако, дырки на гармонике расположены и сконструированы таким образом, что любой человек, имеющий нормально развитый ротовой аппарат, способен на это.

1.2
Как играть на губной гармошке интервалами?

Игра мелодическими интервалами подразумевает попеременное извлечение одиночных нот из разных позиций. При этом каждая отдельная нота должна звучать не одновременно вместе с другой, а только вслед за ней. Между ними как бы необходимо выдержать паузу. Они не должны сливаться вместе. Эта техника еще более сложна в выполнении, чем игра на гармошке одиночными нотами, поскольку требует также существенного знания гармонической составляющей инструмента, минимальных знаний по теории музыки (дабы понимать, какие из нот входят в тональность) , а также приблизительного понимания ее диапазона звучания.



Игра гармонических интервалов, особенно терций и квинт на большинстве гармоник – это довольно простая задача. Гармонических интервал подразумевает одновременное звучание нот, которые входят в его состав. Для того, чтобы он прозвучал, необходимо просто подуть (сделать вдох) в два расположенных рядом отверстия – тогда вы получите терцию. Если обхватить губами гармошку таким образом, чтобы вы могли играть на двух отверстиях, расположенных через одно – вы будете получать квинту. Так же можно играть септиму (если играть одновременно на двух отверстиях, расположенных через два), дециму (через три) и так далее. Напомним, что это справедливо только для диатонических гармоник.

При желании, гармоническими интервалами можно без труда заменить все одиночные ноты и мелодические интервалы в любом разучиваемом произведении. Они здорово разнообразят и расширят звучание мелодии, которая может казаться немного однообразной, увеличат общую громкость и выразительность композиции. Но наилучших результатов можно достичь в том случае, если разумно чередовать между собой разнообразные техники, стремясь максимально разнообразить звучание. Не стоит при этом забыть также о том, что каждая техника может быть сыграна различным приемом.

1.3
Игра на губной гармошке аккордами

Игра аккордами – это самое простое, что доступно новичкам. Она подразумевает звучание во время вдоха или выхода целого, монолитного аккорда. Классический аккорд – это устойчивая гармоническая конструкция, состоящая из трех нот (первой-примы, третьей-терции и пятой-квинты, ступеней гаммы). К трем базовым ступеням можно также добавлять любые другие ступени, например, при добавлении седьмой ступени (септимы) вы будете получать так называемый септаккорд.



В целом, необходимо сказать, что игра на губной гармонике аккордами – это самое простое из того, что доступно новичку. Особенно это справедливо для простых мажорных и минорных аккордов. Они играются очень просто – необходимо просто обхватить гармошку как можно более плотно губами так, чтобы в промежуток между ними попало три отверстия. Если добавить к этому трезвучию еще и четвертое отверстие (следующее подряд за ними) получится септаккорд. Можно также научиться добавлять ступени, лежащие через одно или несколько отверстий, однако это уже довольно сложно выполнимые трюки, с которыми не нужно спешить связываться новичку.