Наполеон Хилл в своей книге «Думай и богатей» пишет: «Составляя резюме на работу, не говорите о том, что вы знаете и умеете. Говорите о том, что вы можете дать и предложить.» Пожалуй, это действительно главное. Любой работодатель, принимая на работу сотрудника, в первую очередь думает о том, какую пользу он сможет ему принести.
Иными словами, какой у него потенциал. И это главное, на чём нужно строить резюме – рассказать о своём потенциале, например, умении чертить чертежи. Но давайте обо всём по порядку. Как сделать резюме - тема нашей с вами статьи.
1 Что такое резюме
Как мы знаем, резюме – это краткое описание трудового опыта сотрудника. Резюме составляют для потенциальных работодателей (или сотрудников из отдела кадров) те, кто ищут работу. Оно направлено на достижение двух целей:
- 1. Для потенциального работника – заявить о себе, рассказать о своём уровне знаний, опыте и способностях.
- 2. Для потенциального работодателя – «отсеять» неподходящих соискателей.
Главная задача резюме – «зацепить» работодателя, сделать так, чтобы он поверил в то, что вы – тот, кто ему нужен. По впечатлению от вашего резюме можно понять впечатление работодателя о вас. Поэтому к его написанию стоит подходить довольно серьёзно.
2 Виды резюме
Резюме бывают нескольких видов. Это:
- профессиональные;
- хронологические;
- функциональные;
- хронологически-функциональные;
- целевые;
- академические.
Профессиональные резюме (их ещё называют универсальными) – это резюме, в которых вся информация подаётся в виде блоков. Такой вид резюме чаще всего используют те, у кого богатый професисиональный опыт и внушительный стаж.
Хронологические (ретроспективные) – резюме, в которых в определённой временной последовательности перечисляются все места работы и организации. Этот вид резюме применяют люди, которые хотят продолжить работать выбранном направлении.
Функциональные – это резюме, описывающие трудовой опыт и род занятий. Применяется такое резюме теми, у кого небольшой трудовой опыт и необходимости заострять внимание на перечислении мест работы и заслуг пока нет.
Хронологически-функциональными называются резюме, в котором сохраняется хронологическая цепочка приобретения трудового стажа, при этом уделяется внимание трудовому опыту и роду занятий. Пожалуй, это самый выгодный вариант резюме.
К целевым относят такие резюме, в которых освещаются полученные знания и опыт применительно к той должности, которую потенциальный работник хочет получить.
Академическое – это резюме, в котором приводится список научных достижений, работ, публикаций, званий. Такая форма резюме используется для поиска работы в профессорской или преподавательской сферах.
3 Как правильно написать резюме
Самый главный принцип написания резюме – грамотно расписать свои достоинства (не только по долгу службы, можно указать достижения, которыми вы гордитесь) и плавно обойти недостатки.
При написании резюме следует учитывать следующие факторы:
- резюме должно представить потенциальному работодателю полную картину о вас: он должен, не зная вас лично и никогда вас не видя, заинтересоваться вами и захотеть назначить встречу (собеседование);
- резюме должно чётко и ясно ответить на вопрос: подходите ли вы на роль требуемого кандидата или нет;
- грамотно составленное, интересное и запоминающееся резюме определённо наведёт потенциального заказчика на мысль, что человек, его составивший, достоин того, чтобы быть приглашённым на собеседование.
Стоит помнить, что именно по резюме о вас сформируется первое впечатление, а оно, как известно, самое сильное.
4 Графическое оформление резюме
Резюме считается официальным документом, а правила его составления чётко регламентированы. Есть незыблемые каноны, которых стоит придерживаться при составлении резюме. Они касаются в основном графического оформления резюме. Вот они:
- 1. Объём резюме должен быть не более двух страниц формата А4.
- 2. Основная информация о соискателе должна располагаться на первой странице.
- 3. Текст резюме должен быть написан средним 12-м шрифтом – не слишком мелким, но и не слишком большим – в целях удобочитаемости текста.
- 4. Шрифт – Times New Roman или Arial; остальные шрифты принято считать нечитаемыми.
- 5. Если всё резюме уместилось на половине страницы, то текст следует расположить так, чтобы он покрывал всю страницу; как вариант – можно увеличить шрифт, но только не сильно.
- 6. Заголовки и подзаголовки нужно выделять жирным.
Отсылать резюме можно по электронной почте или факсу, по почте или передавать лично в руки – всё зависит от индивидуальных обстоятельств. В резюме обязательно должна быть вставлена (или приклеена) ваша фотография, но об этом позже.
Стиль резюме
Поскольку резюме – это официальный документ, то и стиль его написания должен быть лаконичным и ясным. Не стоит путать с сухим канцелярским стилем – это немного другое.
Стиль резюме должен соответствовать следующим требованиям:
- конкретность – «воды» не должно быть в тексте, только сведения по делу;
- краткость – лишних пояснений и ненужных подробностей тоже не должно быть;
- целенаправленность – обоснование того, почему именно вы подходите на роль кандидата той или иной должности;
- ясность – мысли должны быть понятно и ясно изложены;
- честность – неправдивая информация не допускается – только реальные факты;
- грамотность – текст должен быть грамотно выстроен, ошибок быть не должно – это прямо указывает на уровень образованности соискателя.
5 Фотография
Формат фотографии для резюме должен быт таким же, как формат фото для паспорта – 3,5 на 4 сантиметра. Это необязательно должно быть «фото на документы» - приличная фотография, где вы предстаёте в респектабельном виде, тоже вполне подойдёт. Обязательно ли размещать фото? Нет. Это личное дело каждого, но стоит отметить, что именно она может сыграть ключевую роль: люди больше верят тем, кого они знают в лицо, кроме того, внешние данные – важный критерий для многих фирм.
6 Необычное резюме
Среди множества соискателей наверняка найдутся те, кто захотят выделиться из серой массы и написать необычное резюме – в творческой манере. Можно ли это считать допустимым? Вряд ли. Конечно ,если вы писатель, и составляете резюме, скажем, для местной газеты, которая предложила вам делать литературную колонку, такая вольность приветствуется. А если вы слесарь или инженер, то потенциальный работодатель это вряд ли оценит. Но это не значит, что возможностей для творчества в резюме нет. Они есть. Например:
- 1. Можно придумать эпиграф к резюме – выписать известную цитату кого-то из классиков, политиков или депутатов (можно взять человека непосредственно из той сферы, куда вы собираетесь направить резюме).
- 2. Добавить «изюминки» в дизайн вашего резюме – например, какой-нибудь ключевой момент выделить другим шрифтом.
- 3. Подумать насчёт фото – сделать коллаж или прибегнуть к обработке фотошопом, чтобы фотография стала ярче и заметнее.
7 Образец резюме
Учитывая всё вышесказанное, можно составить примерный образец резюме. Итак, выглядеть оно будет таким образом:
Резюме
Журналист, редактор
ФИО: Иванов Пётр Петрович
Возраст: 35 лет
Образование: высшее, факультет журналистики МГУ
Интересы: журналистика, телевидение, литература, живопись, кинематография.
Владение языками: английский, китайский.
Опыт работы: Телеканал «МУЗ-ТВ»
Стаж работы: август 2013 – март 2017.
Полученные навыки: умение оперативно реагировать на социально значимые темы, умение находить интересные темы и разрабатывать их.
Личные качества: коммуникабельность, большая работоспособность, ответственность, перфекционизм в работе, грамотность, широкий кругозор, целеустремлённость, оптимизм, открытость, честность, стремление развиваться и двигаться вперёд, стремление помогать .
Что я могу предложить: качественную работу, готов выкладываться на все 100 %, выполнять свою работу максимально хорошо, выезжать в командировки, учиться и развиваться.
Что я хочу получить взамен: достойную заработную плату, социальные гарантии, хорошие отношения в коллективе.